Собор Белорусских Святых. Январь

Священномученик Тихон (Никаноров), архиепископ Воронежский и Задонский (†1919)

память 9 января (н.ст.)

Тропарьглас 3:

Церкве Русския столпе непоколебимый, благочестия правило, жития евангельскаго образе, священномучениче Тихоне, Христа ради пострадавый даже до крове, Его же моли усердно, яко Начальника и Совершителя спасения, Русь Святую утвердити в Православии до скончания века.

Священномученик Тихон, архиепископ Воронежский (в миру Василий Варсонофьевич Никаноров) родился 30 января 1855 г. в семье псаломщика в селе Кирюга Новгородской губернии. Первоначальное религиозно-нравственное образование он получил дома и в Кирилловском Духовном училище, затем учился в Новгородской Духовной семинарии. В 1881 г. он окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию и был назначен помощником смотрителя Белозерского Духовного училища. Через 3 года он стал инспектором Новгородской Духовной Семинарии и принял монашество в Кирилло-Белозерском монастыре.

 В 1890 г. игумен Тихон (Никаноров) был назначен ректором Новгородской Духовной Семинарии с возведением в сан архимандрита и поручением настоятельства в Новгородском Антониевом монастыре. А еще через 2 года он был возведен в сан епископа Можайского, викария Московской епархии.

 В 1913 г. владыка Тихон был назначен епископом Воронежским с награждением саном архиепископа. По воспоминаниям келейника, владыка был тихим, кротким, смиренным архипастырем, отличался необыкновенной добротой и был большим молитвенником. Его часто можно было видеть в соборе на раннем правиле, которое начиналось в четыре часа утра. Владыка любил уставную службу, пел на клиросе. Простота, ласковость и душевность в обращении были отличительными чертами его духовного облика. Никто никогда не видел владыку раздраженным или разгневанным, многим было ясно, что сугубая благодать Божия почивает на Воронежском архипастыре.

 В 1918 г. владыкой Тихоном в Воронеже был освящен храм во имя равноапостольного князя Владимира, построенный в память девятисотлетия Крещения Руси. Преосвященному Тихону довелось последний раз в истории Воронежа встречать прибывшего в город Государя. 6 декабря 1914 г. император Николай II, императрица Александра Федоровна с дочерьми Ольгой и Татьяной побывали в Митрофановском Благовещенском монастыре, поклонились мощам святителя Митрофана, объехали госпитали для раненых воинов. Среди почитателей Воронежского архиепископа Тихона были многие известные современники, среди них великая княгиня Елисавета Федоровна.

 Владыка Тихон много сделал для прославления святителя Антония (Смирницкого). Он благословил собирать сведения о многочисленных чудесах, которые происходили у гробницы Воронежского иерарха. В 1914 г. в присутствии архиепископа Тихона был вскрыт склеп, и владыка свидетельствовал о чудесном нетлении мощей святителя Антония.

 На долю архиепископа Тихона (Никанорова) выпало одному из первых столкнуться с богоборческой политикой советской власти. Уже 8 июня 1917 г. он был арестован и в сопровождении солдат отправлен в Петроград. В эти же дни в его архиерейских покоях в Воронеже был обыск. Архиепископ Тихон направил жалобу Святейшему Синоду на вмешательство новых властей в дела Воронежского епархиального управления, в которой отмечал, что ему в грубой форме предписывали увольнять с прихода одних священников и назначать других. Святейший Синод заступился за архиерея и владыка вернулся в Воронеж. Это был 1917-й год. В следующем году такое благополучное разрешение конфликта с новой властью уже было невозможно.

26 января 1918 г. в Воронеже большевиками был расстрелян крестный ход под стенами Митрофановского монастыря, погибло несколько человек.

В 1917-1918 годах в Москве шла работа Поместного Собора Русской Православной Церкви, архиепископ Тихон принимал участие в ней, в том числе и в избрании святого Патриарха Тихона.

В октябре 1919 г., когда Воронеж был занят Белой армией, архиепископ Тихон служил многочисленные панихиды по жертвам большевистского террора.  Возможностью покинуть Воронеж вместе с отступающей Белой армией и уйти на Юг, а затем уехать за границу будущий священномученик не воспользовался. Он остался в Митрофановом монастыре, чтобы разделить участь своей паствы.

На третий день Рождества Христова, 27 декабря 1919 г. по старому стилю, 9 января 1920 г. по новому стилю, во время совершения богослужения архиепископ Тихон был убит в Благовещенском соборе Митрофановского монастыря. Вместе с ним были замучены еще 160 иереев.

Во время Литургии группа красноармейцев вошла через Царские врата в алтарь Благовещенского собора. Их главарь, закурив папиросу от семисвечника, сел на Престол и объявил решение «пролетариев»: архиерей, как «монархист и пособник белогвардейцев», должен быть ликвидирован. Тут же приговор был приведен в исполнение. Воронежского архиепископа Тихона (Никанорова) повесили на Царских Вратах собора.

В течение 2-х месяцев тело запрещали хоронить. Только в начале марта 1920 года было совершено отпевание и погребение святителя Тихона его викариями епископами Владимиром и Модестом.

В августе 1956 г., после варварского разрушения коммунистами собора и Благовещенского монастыря, святые мощи архиепископа Тихона были перезахоронены на городском Коминтерновском кладбище, а в 1993 г. перенесены во вновь созданный некрополь Алексеевского Акатова монастыря.

На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 г. архиепископ Тихон (Никаноров) был причислен к лику новомучеников.


Священномученик Владимир Пастернацкий (†1938)

день памяти 21 января (н.ст.)

Протоиерей Владимир Пастернацкий родился 2 июля 1885 г. в небольшом местечке Дудичи Игуменского уезда Минской губернии и происходил из семьи потомственных дворян, перешедших в духовное сословие.

Его отец – протоиерей Иларион Пастернацкий – служил настоятелем Дудичской Свято-Покровской церкви. С ранних детских лет Владимир посещал этот храм, прислуживал в алтаре, пел в церковном хоре, с трепетом в душе относился ко всему, что было связано с исповеданием веры православной. Постепенно, под влиянием отца в нем созрело твердое убеждение посвятить свою жизнь нелегкому делу пастырского служения. Достигнув совершеннолетия, Владимир Пастернацкий поступил в Минскую Духовную Семинарию. Там, изучая богословские науки, он провел лучшие годы своей юности. Там же в Минске он встретил свою суженую –Наталью Сосиновскую, обучавшуюся в женском духовном училище. После окончания учебы они обвенчались. А в 1908 г. Владимир Пастернацкий был рукоположен во иерея и направлен на приход в с. Песочное Слуцкого уезда, где стал настоятелем церкви Святых Апостолов Петра и Павла.

До него в Песочном служил родной отец Натальи Сосиновской—священник Феофан Сосиновский. На закате своей жизни он сильно занемог и последние семь лет пролежал недвижим. Умер незадолго до революции. Его место в Песочном и занял о. Владимир, вплоть до 1932 г. бессменно прослуживший здесь.

В Песочном у отца Владимира и его матушки родились дети. Их было восемь. Старшие Филипп, Мария, Андрей и Ольга родились еще до революции; младшие Елена, Димитрий, Виктор и Анастасия появились на Свет Божий в тяжелые послереволюционные годы. Семья Пастернацких жила очень дружно. Все труды по воспитанию и содержанию детей о. Владимир и Наталья Феофановна несли совместно, поддерживая друг друга в нелегкое время гонений на Церковь Христову. В 20-е годы о. Владимир Пастернацкий стал благочинным церквей Копыльского района. Забот у него прибавилось вдвойне. Ввиду грядущих испытаний необходимо было с наибольшей отдачей использовать оттепель нэпа для укрепления Церкви. Все понимали, что эта оттепель неумолимо приближается к концу...

С началом кампании по ограблению крестьянства и созданию колхозов жизнь священника в Восточной Беларуси стала особенно трудной. Власти делали все, чтобы за счет непомерного налогообложения подорвать и без того бедственное положение приходов.

После 1928 г. старшие дети отца Владимира и Натальи Феофановны жили уже отдельно от родителей. Зная о том, в какой ситуации они оказались, дети кто чем мог старались помогать родителям выплачивать налоги. Когда же в 1931 г. Пастернацкие не сумели выплатить установленную сумму, в отместку за это у них забрали корову – кормилицу трех малолетних детей.

Осенью 1932 г. отец Владимир переехал в Копыль, продолжив служение в Спасо-Вознесенской церкви этого местечка. Храм же в Песочном власти закрыли в марте 1933 года и вскоре разрушили. В Копыле о. Владимиру и его семье довелось испить чашу крестных страданий, как говорится, «до дна». Наверное, не было в его жизни более тяжелого периода, как эти последние годы. С весны 1933 г. протоиерей Владимир Пастернацкий остался единственным православным священнослужителем на весь Копыльский район, все остальные батюшки были уже арестованы, а некоторые расстреляны... Отца Владимира не раз вызывали в местное НКВД, угрожали расправой, незванно являлись домой с обысками. От него хотели добиться публичного отречения от священнического сана. Взамен предлагали работу бухгалтера, хорошо оплачиваемую по тем временам. «Отречешься или исчезнешь без следа», – прямо говорили отцу Владимиру в НКВД... Давление оказывалось и на детей священника. Его старший сын Филипп был уволен с работы и в течение девяти месяцев нигде не мог трудоустроиться. И все же, несмотря ни на что, о. Владимир от сана не отрекся!

По воспоминаниям младшей дочери протоиерея Владимира Пастернацкого – Анастасии – он принял это решение в полном единодушии со своей матушкой Натальей Феофановной. Встретив упорство с его стороны, «власти – по словам Анастасии – решили измотать его морально и физически». Морально: лишили гражданских прав, обложили непосильными налогами, исключили детей из девятилетки, обезлюдили церковь. Физически: оставили одного на целый район. По вызовам на требы Пастернацкие поняли, что они остались одни в огромном пространстве! Поэтому последнюю зиму до своего ареста отец Владимир не вылазил из полушубка и саней; все время разъезжая по району, крестил новорожденных и отпевал усопших. Он месяцами не бывал дома. В таких условиях скрыться ему не составляло никакого труда. Тем более, что граница была рядом. Тем не менее, на семейном совете Пастернацкие решили от сана не отрекаться. «Бог послал нам это испытание, – говорили они детям, – и мы должны его безропотно нести».

Впервые отца Владимира арестовали в марте 1936 г. За несколько дней до ареста он похоронил свою маму. Накануне взятия под стражу отслужил последнюю в своей жизни Божественную Литургию. Формально ему предъявили обвинение в том, что он вел регистрацию крещаемых и отпеваемых им людей. В те времена это считалось преступлением, и 24 марта 1936 г. по приговору так называемого Народного Суда Копыльского района, его лишили свободы на два года, отправив в исправительно-трудовую колонию. На иждивении Натальи Феофановны, которая не получала от государства ни копейки денег, осталось трое несовершеннолетних детей. Во многом они выжили благодаря помощи, оказанной им со стороны прихожан Копыльской церкви. Как вспоминает Анастасия Пастернацкая: «Нам просто люди не дали умереть. Постучат, картошку под двери поставят, а сами тихонько уйдут».

Отец Владимир недолго находился в заключении. В декабре 1937 г. его неожиданно освободили, и он приехал в г. Рославль, где был арестован второй раз буквально через несколько дней. Человека хотели сломить морально, все же не добившись от него отречения от сана. Однако ничего не получилось и на этот раз. Отцу Владимиру Пастернацкому предъявили ряд нелепых обвинений, которые сводились к тому, что он будто бы являлся... «агентом немецкой контрразведки и проводил среди населения контрреволюционную работу».Эти обвинения он категорически отверг. Виновным себя не признал. Находясь в тюрьме, много и усердно молился, вспоминая прожитую жизнь и готовясь достойно встретить грядущие испытания. 5 января 1938 г. Особая Тройка НКВД по Смоленской области приговорила протоиерея Владимира Пастернацкого к расстрелу. Вскоре он был убит.

Долгие годы родные отца Владимира не имели никакого представления о том, как сложилась его участь. После войны Наталья Феофановна стала обращаться в различные инстанции, чтобы прояснить судьбу мужа. Наконец, в 1956 г. ей выдали свидетельство о смерти отца Владимира, в котором было сказано, что он скончался 5 ноября 1942 г. от паралича сердца. Это была наглая ложь. После войны Наталья Феофановна стала ходатайствовать о реабилитации отца Владимира. В одном из своих писем, в 1958 г. направленном в Прокуратуру СССР, она писала: «Прошу реабилитировать моего мужа... Я в корне не согласна с тем положением, в котором погиб мой муж. Он был не вор, не хулиган, не убийца и не враг народа, а ревностный проповедник Евангельской Истины, благовествующей мир и любовь между людьми».

Матушка Наталья Феофановна так и не узнала о том, что ее муж был расстрелян в 1938 г. Эта страшная правда открылась только дочери о. Владимира Анастасии Старостиной (Пастернацкой) спустя многие годы...


Священномученик Дмитрий Плышевский  (†1938)

день памяти 21 января (н.ст.)

Священномученик Дмитрий Плышевский, священник. Плышевский Дмитрий Иоаннович родился в 1880 г. в селе Дубинец  Пинского уезда. Отец Дмитрия был священником. Учился будущий священномученик в Минской Духовной Семинарии, которую окончил в 1905 г. Вскоре он был рукоположен и отправлен служить в село Узляны Игуменского уезда. Там его арестовали первый раз около 1930 г. и продержали в тюрьме несколько недель. Но в покое не оставляли и уже в 1937 г. отца Дмитрия арестовывают вновь за то, что он давал читать жития святых своим прихожанам. Не раз его допрашивали и 19 ноября 1937 г. приговорили к расстрелу. Казнь была совершена 19 января 1938 г.


Святой Владимир Хираско пресвитер, исповедник (†1932)

память 24 января (н.ст.)

Священноисповедник протоиерей Владимир Григорьевич Хираско родился в 1874 г. в Подольске в Украине. Закончив Подольскую Духовную Семинарию, он стал работать учителем в церковно-приходской школе в Минской губернии. Вскоре он женился, и в его семье родилось пятеро детей. После рукоположения в 1899 г., отец Владимир стал служить в храме села Омелино и там же преподавать в церковно-приходской школе и в народном училище.

В 1906 г. протоиерей Владимир Хираско был переведен в церковь Георгия Победоносца в деревне Юревичи в той же Минской губернии, а через 5 лет талантливого пастыря назначили служить в Минск, в церковь во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» при училище для слепых. Отец Владимир перед отъездом из Юревичей произнес прощальное слово, прихожане плакали и не хотели отпускать любимого батюшку. Детский хор, с которым он занимался, провожал отца Владимира в Минск специально подготовленным концертом. В Минске отец Владимир кроме настоятельства в церкви при училище для слепых также трудился преподавателем в женской гимназии и был попечителем о бедных духовного звания при Минском епархиальном попечительстве.  Жизнь отца Владимира протекала в неутомимом церковном труде. Этот миролюбивый, преисполненный духовной чистоты человек не мог и предположить, что он станет мучеником за веру Христову, которую он сберег до самой смерти.

Первый раз отца Владимира арестовали в 1919 г. за мнимую связь с эсерами, но скоро отпустили. Второй раз он был арестован при польской оккупации Минска за то, что прятал большевиков. В 1925 г. протоиерей Владимир был арестован за то, что заступился за митрополита Мелхиседека (Паевского), которого власти выслали из Минска. В качестве официальной причины ареста власти выдвинули клеветническое обвинение в связях с польским Генконсульством. Жена отца Владимира писала в ГПУ, пытаясь помочь мужу, обращались в различные инстанции с аналогичными просьбами и его прихожане. Они не отреклись от своего пастыря, и поддерживали его в тюрьме своими письмами. В архивном деле отца Владимира сохранилось несколько таких писем. Они были написаны накануне Рождества Христова и полны истинной любви и сострадания. На допросе от отца Владимира требовали назвать имена людей, которые писали ему в тюрьму, но он категорически отказался.

Приговор был 3 года ссылки. Отец Владимир уехал в Орел, поскольку считался «неблагонадежным для проживания в приграничных областях и центральных городах страны».

В 1929 г. он вернулся на место своего служения в Минск, в училище для слепых. Всего 23 дня продолжалось служение отца Владимира после возвращения из ссылки. Вскоре в газете под названием «Рабочий» была помещена статья-донос, в которой священник обвинялся в контрреволюционной деятельности. Неизвестный автор писал в этой статье: «В церквях железнодорожников и слепых попы ведут контрреволюционную агитацию... они устраивают там встречи и проводы врагов диктатуры пролетариата. Железнодорожники и рабочие Минского стеклозавода "Пролетарий" уже давно настойчиво требуют передачи этих церквей под клубы. Не пора ли выполнить эти законные и целесообразные требования минских рабочих? Мы твердо надеемся, что соответствующие органы и учреждения примут во внимание все здесь рассказанное и сделают нужные выводы».

Эта публикация стала прямым поводом к аресту только что вернувшегося из ссылки протоиерея Владимира Хираско. Священника привлекли за «контрреволюционную деятельность», а церковь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» при училище для слепых была разрушена для постройки Дома Правительства. На следствии отец Владимир подробно рассказал содержание своих проповедей, чтобы показать, что в них не было никаких «антисоветских или контрреволюционных лозунгов».

Во время пребывания в заключении, из-за перенесенных мучений отец Владимир стал хуже видеть и плохо слышать. Дважды он обращался к тюремному начальству с просьбой прислать врача, но не получил никакого ответа. В конце следствия священномученик написал в протоколе: «В предъявленном мне обвинении я виновным себя не признаю и к данным мною показаниям больше ничего добавить не имею». Его приговорили к 3 годам ссылки и отправили в Сибирь. Там, за три года лагерной жизни он почти ослеп.

После освобождения в 1932 г., протоиерей Владимир Хираско, будучи тяжко больным, умер спустя несколько месяцев в городе Гжатске в Смоленской области.


Священномученик Владимир (Зубкович), протоирей (†1938)

память 31 января (н.ст.)

Священномученик Владимир родился 26 марта 1863 г. в д. Смолевичи Борисовского уезда Минской губернии в семье местного священника Гавриила Зубковича . Образование он получил первоначально в Минском Духовном Училище, а затем в Минской Духовной Семинарии, которую окончил в июне 1885 г. с перворазрядным аттестатом и званием студента. Некоторое время он служил псаломщиком на приходах Минской епархии. 3 июля 1888 г. состоялась его священническая хиротония с назначением в Никольскую церковь Минского уезда. 23 декабря того же года он был переведен согласно прошению вторым священником на отцовский приход в Смолевичи. Вскоре отца Владимира постигло горе — умерла жена. Не успев завести детей, он после смерти своей супруги остался одиноким вдовцом. Но отец Владимир не впал в уныние. Он смиренно принял волю Божию и всецело предался служению Церкви.

Не будучи уже обремененным семейными узами, отец Владимир решил продолжить духовное образование. В конце августа 1891 г. он выехал в Петербург и подал прошение о зачислении его вольнослушателем в Петербургскую Духовную Академию. Однако и здесь его ждало огорчение. Согласно распоряжению митрополита Санкт-Петербургского не принимать в Академию вольнослушателей, в прошении ему было отказано. 30 августа 1896 г. епархиальным начальством отец Владимир был назначен наблюдателем церковно-приходских школ Борисовского уезда. 12 августа 1900 г. он был перемещен из Смолевич на должность законоучителя Минского женского училища духовного ведомства и священником училищной церкви. Однако уже 16 марта 1901 г. согласно прошению возвратился на настоятельское место в Смолевичи. 16 августа 1907 г. отец Владимир был назначен в Минск на должность помощника инспектора Минской Духовной Семинарии. Служа в семинарии, он состоял членом семинарского Кирилло-Мефодиевского братства, оказывавшего материальную помощь малоимущим воспитанникам. Кроме того, он некоторое время исполнял обязанность казначея Минского отдела Императорского Палестинского Общества. Так же священник сотрудничал с Минским церковным историческо-археологическим музеем.

В июле 1915 г. отец Владимир по собственному прошению уволился из духовно-учебной службы . Но в июне 1916 г. определением Священного Синода он был назначен на должность помощника инспектора Тамбовской Духовной Семинарии, где прослужил до самого ее закрытия большевистскими властями. Оказавшись не у дел, отец Владимир вернулся на свой родной приход в Смолевичи. Поначалу отец Владимир разделял пастырские труды с протоиереем Владимиром Зенюком, являвшимся настоятелем Смолевичской Николаевской церкви. В последующем он снова возглавил приход и продолжал служить на нем со священником Димитрием Плышевским, будущим священномучеником . В Смолевичах отец Владимир встретил тяжелые испытания, звавшие его на подвиг исповедничества. В 30-ые годы его неоднократно вызывали в НКВД, где требовали отречения от сана священнослужителя и глумились, стараясь спровоцировать какой-нибудь инцидент. Однако отец Владимир мужественно и терпеливо переносил всё. Даже когда в 1935 г. власти закрыли Смолевичскую церковь, он, несмотря на угрозы, тайно совершал крещение детей. 29 декабря 1937 г. отца Владимира арестовали, обвинив в принадлежности к так называемой «шпионской контрреволюционной повстанческой организации», которую будто бы возглавлял епископ Бобруйский Филарет (Раменский), что было совершенной ложью. С Владыкой Филаретом отец Владимир вместе служил до революции в Минской Духовной Семинарии. В 1924 г. епископ Филарет приезжал к нему на приход. Встречались они и позже, но, конечно, ни в каких контрреволюционных организациях не состояли. Во время допросов отец Владимир совестью своей ни в чем не покривил, мужественно претерпев все испытания. По приговору Особой тройки НКВД 74-летний священник был расстрелян в г. Минске 31 января 1938 г.

12 декабря 1999 г. протоиерей Владимир Зубкович был прославлен в лике местночтимых святых — 23-х новомучеников Минской епархии, а на Юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 г. — в лике новомучеников и исповедников Российских XX в. Память его совершается 15/28 октября (в Соборе новомучеников Минской епархии) и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.