​"Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие"

1 ноября, в Неделю 22-ю по Пятидесятнице, Церковью празднуется память пророка Иоиля и память новомучеников и исповедников земли Белорусской (переходящее празднование). Раннюю Божественную Литургию служил иерей Илья Гапанович. Позднюю Литургию возглавил настоятель прихода – протоиерей Анатолий Ненартович, который поздравил прихожан с воскресным днем и обратился к ним со словом толкования отрывка из Евангелия. В этот день Святой Церковью читается Евангелие от Луки (гл.8, ст. 5-15).

В этой притче Господь использовал хорошо знакомую Его слушателям картину. В ней говорится о четырех видах почвы. Первый вид – общественная земля, которая в Палестине была разделена на длинные узкие полосы, между ними лежали дорожки, которыми все имели право пользоваться. Падая на эти утрамбованные дороги, семя не имело возможности попасть в землю, чтобы вырасти. Второй – каменистая почва, представляющая собой массивные пласты известняка, покрытые тонким слоем земли. В ней не было ни влаги, ни питательных веществ, и проросшее на ней растение было обречено на высыхание и гибель. Третий вид – почва с тернием, которая в момент посева кажется достаточно чистой. Доброе семя и сорняки развиваются и растут вместе, но сорняки развиваются быстрее и заглушают растение доброго семени. Четвертый – хорошая, обработанная, глубокая и чистая почва.

Семя, упавшее при пути, – это такие слушатели слова Божия, которые не в силах понять его, как не в силах утоптанная дорога принять упавшее на нее зерно.

Семя, упавшее на камень, означает людей, которые, услышав слово Божие, умом принимают его, но сердце их не откликается.

Семя, упавшее в терние, – это люди, мысли и сердца которых настолько заняты своими делами, что в них не остается места для дел Божиих. Люди эти принимают слово Божие, но житейские наслаждения, погоня за богатством и суета не дают им времени укрепиться в вере, заглушают слово, и оно остается бесплодным.

Семя, упавшее на добрую землю, означает людей, слушающих, понимающих и заботливо хранящих слово Божие. Это люди, которые в терпении несут иго Христово и через то достигают известных степеней совершенства сообразно усилиям, употребляемым ими для достижения Царства Небесного, принося добрый плод.

Борис Ильич Гладков в своем труде «Толкование Евангелия» замечает: «Все люди приходят в мир добрыми, и зло внедряется в них потом вследствие их же вины: или сознательного стремления к нему, или же легкомысленного попущения; следовательно, черствым, невосприимчивым сердце делается по вине самого человека. Можно и твердую придорожную полосу земли вспахать и обратить в плодородную; следовательно, все зависит от воли самого человека, который и должен нести заслуженную им ответственность за невнимание к слову Божию и нежелание уразуметь его».

Как мы видим, человеческое сердце является той самой почвой, на которую падает семя слова Божия. Поэтому весь смысл нашей жизни заключается в том, чтобы эта почва и семя, то есть наше сердце и слово Христово, соединились в благодатном единстве.

Господь говорит, что путь, которым Он предлагает следовать, является трудным, узким, крестным, но только этим путем, слыша и принимая слово Божие в нашей жизни, исполняем мы свое предназначение – быть чадами Божиими, любящими и знающими любовь Божию и истину. 

Помогай нам в этом Господь!