Беседа о послушании

12 февраля диакон Сергий Пучек посетил Гимназию №9 и побеседовал с учащимися 7-го класса о послушании. Одним из насущных вопросов, который мы регулярно стараемся объяснить детям, является вопрос о послушании. Не стоит усиленно концентрировать внимание ребёнка на том, что «надо слушаться», «непослушание – это твой главный грех», «не забудь на исповеди сказать батюшке о непослушании».

Если он поймет, что такое настоящее послушание, то у него никогда не возникнет сомнения в том, что ситуации, когда он не слушается, являются неверными и греховными. Важно обратить внимание ребенка на два момента. Первый момент - происхождение послушания. По сути - это самое первое задание, которое дал Бог Адаму и Еве. А для чего даются задания? Чтобы чему-то научиться. Бог хотел научить человека доверию. Доверие – это твёрдая уверенность в том, что Бог, родители, учителя, наставники знают многое и, когда дают какое-либо задание, то искренне желают нам добра. Но первые люди, вкусив запретный плод, не справились со своим заданием. И только из этого проступка появилось множество других неверных действий: боязнь наказания, попытки обмануть Бога и спрятаться от Него, нежелание попросить прощения, перекладывание вины друг на друга. Конечным результатом явилось изгнание из рая. Бог не строг, как может показаться на первый взгляд. Напротив, Он милостив, т.к. прародителям, которые не научились доверию, стало бы невероятно трудно жить в раю. Ведь невыносимо жить в одном месте с Богом, Которому не доверяешь? Поэтому человеку была дана возможность, если он захочет, в земной жизни научиться доверять своему Творцу, чтобы уже потом жить вместе с Ним в райских обителях.
Второй момент – понятие послушания. Если разобрать слово по составу, то получится, что ПО-СЛУШание – это действие, которое совершает человек ПОСЛЕ того, как У-СЛЫШит, что ему говорят, когда он поймет чего от него ждут. А услышать бывает очень трудно. Трудно потому, что часто нам лень что-либо выполнять. А еще потому, что взрослые могут ошибаться и порой в неясной форме излагать свои мысли. Например, усталый отец, вернувшись с работы, видя, что уроки у сына еще не сделаны, может с раздражением накричать на него. Если ребенок не научен послушанию - он почувствует обиду. Настоящее же по-слушание состоит в том, что даже через раздражение отца, его усталость у-слышать не желание зла, не желание слить негатив, подавить, а исреннюю озабоченность тем, чтобы ребенок становился мудрее, ответственнее и добросовестнее.
По-слушание – это полезное задание, которое направлено на то, чтобы научить нас чему-либо, а следовательно сделать нас лучше. А чтобы правильно выполнить это задание, нужно суметь услышать что нам говорят старшие. Они говорят с нами с точки зрения своего опыта и искренне желают только добра.

Диакон Сергий Пучек