Фомино воскресенье. Антипасха

Греческое слово «антипасха» означает день, лежащий «напротив» Пасхи, а именно — ближайшее к ней воскресенье. Евангельское чтение говорит о явлении Господа апостолу Фоме, тому самому, который в день восстания Христа из гроба изрек прочим собратьям, уже удостоившимся лицезреть Воскресшего: «Если не увижу (собственными очами), не поверю».

Спаситель вновь предстает Своим ученикам в той же самой Сионской горнице восемь дней спустя и тотчас приглашает Фому вложить «персты» в раны Его...
Тот, еще не простерши «любопытную десницу», восклицает от полноты радости: «Господь мой и Бог мой!» Таково исповедание святого Фомы. Он свидетельствует о воскресшем Христе как истинном человеке (»Господь мой») и истинном Боге (»Бог мой») — Богочеловеке... 
Что во мгновение ока сняло все сомнения взыскательного ученика относительно Воскресения Учителя? Обращение к нему Господа с повелением осязать раны от гвоздей. Неделю тому назад Фома делился с прочими учениками своим желанием именно таким образом удостовериться в истинности явления Учителя. 
Едва лишь маловерному предстает Воскресший, апостол слышит об исполнении чаяния из уст самого Спасителя! Это значит, что Учитель — истинный Бог, ведь только Богу свойственно вездесущие и всеведение! 
«Блаженны не видевшие и уверовавшие в Меня...»- говорит Господь, призывая нас доверять свидетелям Его Воскресения, верить слову их, обретая по вере благодать. 
В самом деле, любовь ко Христу, дарует единение с Любимым. Любящий Господа и исполняющий слово Его имеет удостоверение, свидетельство о Воскресшем в себе самом... Благодать Духа Святого удостоверяет нас в истинности победы Иисусовой над смертью куда осязательнее, зримее, нежели внешние органы чувств — глаза и уши — часто обманывающие человека... 
Иные и видели Господа после Его Воскресения, однако «усомнились», ибо не имели преданности, детской любви и доверия к Искупителю... 
Итак, друзья, наш Спаситель желает, чтобы мы искали внутреннего, духовного свидетельства о Нем, свидетельста, «яже от Духа Божия», а не от очей и перстов. 
Будем каяться, молиться и трудиться в исполнении заповедей, чтобы Слово Божие вселялось в нас Своею благодатью, таинственно сопребывало с нами и действовало в нас и чрез нас, недостойных Его милости, но милуемых «паче чаяния» — по преизбыточествующей любви Создателя и Спасителя Господа Иисуса Христа! Аминь. 

Протоиерей Артемий Владимиров