Утреня с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского

На пятой неделе поста, вечером в среду, совершается уникальная великопостная служба, именуемая «Мариино стояние». Мариино — потому что связана она с именем великой святой — преподобной Марии Египетской; в этот день на службе читается ее житие, и это единственный случай, когда жизнеописание святого включено в состав богослужения. Кроме того, в этот вечер, теперь уже полностью, вновь прочитывается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского.
В каком-то смысле этот день можно назвать «днём невыученных уроков»: всем нам, проходящим поприще поста недостаточно внимательно, рассеянно, дается возможность наконец-то, отложив все дела, посвятить Богу напряженный молитвенный труд.
Для нас вновь звучат слова Великого канона, и мы имеем возможность, уже преткнувшись в своем опыте поста о собственную немощь, вслушаться в них более осознанно и увидеть представленную в нем духовную картину более цельно.
И здесь же — духовная картина иная: житие преподобной Марии, в одно мгновение обратившейся к Богу от многолетнего ужасающего блуда, в котором она жила, и сорок семь лет проведшей в покаянии в пустыне.
Именно в храме, в состоянии усталости, да и удрученности порой, этот рассказ воспринимается так, как трудно бывает его воспринять, сидя в удобном кресле, дома.
Жизнеописание преподобной Марии — не просто потрясающая история, случившаяся в стародавние времена.
Это рассказ о той борьбе и боли, через которые так или иначе необходимо пройти всем нам на пути к исцелению.
И лечение нельзя откладывать, ведь наш духовный диагноз смертелен.
Оно должно начаться прямо сейчас, на этой утомительной службе, в той покаянной молитве, словами которой мы все умоляем Господа пощадить и помиловать нас.
На воскресной службе, в пятое воскресенье поста, Церковь опять вспоминает о преподобной Марии, празднуя ее память. Своеобразной разделительной чертой в жизни этой святой стал переход реки Иордан:
обратившись к Богу, она перешла его, направляясь в расстилавшуюся за ним пустыню, и уже никогда более не переходила его обратно.
Песнопения этого богослужения как бы призывают нас перейти Иордан духовный — оставить в прошлом прежнюю греховную жизнь и решительно встать на путь жизни с Богом.