Собор Белорусских Святых. Февраль

Преподобный Геннадий Могилевский (†1565)

память 5 февраля (н.ст.)

Преподобный Геннадий родился в начале XVI в. в г. Могилеве. Однажды юноша оставил родительский дом, чтобы поселиться в одном из монастырей. Странствуя, он направился к Вологде, где в Комельском лесу жил известный своим подвижничеством старец Корнилий Вологодский. По прошествии некоторого времени старец постриг Геннадия в монашество.

Получив послушание, преподобный испытывал себя постом и тяжелым физическим трудом. Стараясь умножить свое духовное возрастание, принял обет молчания. Позже Геннадий отошел в пустынь и создал монастырь, где прославился усердием, любовью к Господу и благочестием. Затем он удалился на Сурское озеро, где вместе с преподобным Корнилием основали новую обитель, впоследствии названную Любимоградской или Геннадиевой. Тихая и мирная жизнь поощряла и других монашествующих к совместной жизни под игуменством преподобного Геннадия.

Старанием святого Геннадия в монастыре действовали два храма – Спасо-Преображенский и во имя прп. Сергия Радонежского. Святой Геннадий с великой любовью украшал монастырские храмы, с особым старанием занимался иконописью. Он неутомимо направлял братию на духовное возрастание, давая пример постничества и молитвенности. 

Еще при жизни преподобный прославился многочисленными пророчествами и чудесами, исцелением больных. По молитвам святого Геннадия в 1559 г. получил от Господа выздоровление и епископ Вологодский Киприан.

Почил преподобный Геннадий 23 января 1565 г. и был похоронен в ограде монастыря. Сразу после смерти он стал почитаться духовными последователями. Через 50 лет был возведен храм, освященный в его честь. Еще раньше игуменом Алексием, учеником преподобного Геннадия, были составлены житие и служба преподобному. В 1646 г. обретены мощи святого и положены в церкви во имя св. Алексия, человека Божия. Ныне святые мощи прп. Геннадия почивают в селе Слобода Любомирского района Ярославской области России. В Беларуси храм в честь святого Геннадия освящен в д.Волковичи Чаусского района Могилевской епархии.

Блаженная Валентина Минская(†1966)

память 6 февраля (н.ст.)

В 1888 г. 7 апреля по старому стилю Господь даровал жизнь новорожденной девочке, получившей во Святом Крещении имя Валентины. Она увидела Свет Божий в семье священника Феодора Иосифовича Чернявского, служившего в это время настоятелем Свято-Николаевской приходской церкви в деревне Станьково Минского уезда и проживавшего в соседней деревне Коски, где находились его усадьба и земельный надел. Там же в Косках действовала приписная церковь в честь Святой Праведной Анны, располагавшаяся поблизости от дома священника. В этом доме Валентина вместе со своими тремя сестрами провела детство и юность.

Незадолго до первой мировой войны Валентина Чернявская вышла замуж, став избранницей Феодора Васильевича Сулковского. Как и его невеста, Феодор Васильевич происходил из духовного сословия и служил в Минском уездном правлении в звании коллежского советника.

Жизнь в условиях войны была непростой: гибли люди, многие подавались в беженцы, выезжая во внутренние губернии России; продукты питания стремительно дорожали. Чтобы как-то свести концы с концами, Валентина окончила в феврале 1917 г. в Минске трехмесячные курсы по переписи бумаг и обучилась работе на печатных машинках. В августе того же года она выехала в Оршу, — вероятно, к мужу, где и проживала вплоть до отступления немецких войск из Беларуси. Затем вместе с мужем она вернулась на свою малую родину.

Не имея возможности продолжать исполнение своих прежних обязанностей, Феодор Сулковский занялся личным подсобным хозяйством, завел скот, стал пахать землю и сеять хлеб. В 1920-е гг. в условиях новой экономической политики это давало семье скромную возможность обеспечить свое существование. Валентина помогала своему мужу вести хозяйство.

Казалось, что жизнь постепенно входит в свое нормальное, естественное течение, и труженики земли смогут со временем добиться благополучия... Но эти надежды рассеялись с началом коллективизации. Людей неугодных и несогласных с творившимися беззакониями стали арестовывать. В 1931 г. эта участь постигла и Феодора Васильевича. Лишив свободы, его сослали в лагерь, который находился недалеко от станции Потьма Московско-Казанской железной дороги (так называемый «Темлаг»). В нем он пробыл до апреля 1933 г., после чего получил разрешение выехать на вольное поселение в Астрахань. Там Феодора Сулковского вновь арестовали и выслали на Дальний Восток.

В начале 1930-х гг. пострадали также и другие родственники Валентины: муж старшей сестры Анны священник Василий Степура был арестован в 1933 гг. и выслан в Казахстан сроком на три года. Муж сестры Ксении, священник Сергий Родаковский в том же 1933 гг. постановлением Особой тройки НКВД БССР был приговорен к расстрелу. В 1999 г. иерей Сергий Родаковский был прославлен со святыми в лике новомучеников и исповедников Минской епархии в чине священномученика.

Оставшись без мужа, Валентина по-прежнему проживала в Косках, ухаживая за престарелой матерью. Можно только догадываться о том, что она пережила в эти годы... Тогда болезнь, связанная с воспалением почек, уже начала подкашивать ее здоровье, и Валентина была вынуждена подолгу лежать в немощи.

В начале 1937 г. умерла Софья Петровна Чернявская, и Валентина осиротела. По ее просьбе в Коски приехала Ольга и упросила соседей Антона и Евфросинью Лойко взять на себя труд по уходу за болящей Валентиной.

В июле 1937 г. власти арестовали в Минске последнюю группу православного духовенства епархии, объединявшуюся вокруг епископа Филарета (Раменского), который совершал богослужения в церкви святой равноапостольной Марии Магдалины. В числе арестованных, наряду с протоиереями Стефаном Кульчицким и Антонием Киркевичем, иереями Михаилом Рубановичем и Сергием Садовским, оказался и диакон Владимир Лобач. Все они были расстреляны 1 ноября 1937 г.

Потеря мужа, смерть матери, гибель последних священнослужителей Минской епархии были пережиты Валентиной Феодоровной. Но эти трагические испытания стали горнилом, в котором укреплялся ее дух и решимость принять на себя подвиг блаженного служения Господу. Страдания не сломили ее, не ввергли в отчаяние, ибо вера в Бога вдохновила ее продолжить жизнь на новом поприще свидетельства о том, как в немощи человеческой совершается сила Божия.

Блаженная Валентина стала олицетворением особой преемственности, которую доверил Господь Своей угоднице, пережившей Первую и Вторую Мировые войны, гражданскую смуту и послереволюционные репрессии, гонения, воздвигнутые на Церковь в 50-х – 60-х годах, удушливую тесноту 70-х.

6 февраля 1966 г. блаженная Валентина отошла ко Господу, причастившись Святых Христовых Таинств. Похоронили ее на кладбище д.Крысово Дзержинского района Минской области. 6 февраля 2006 г. в Минском Свято-Духовом кафедральном соборе состоялся чин церковного прославления святой Валентины Минской в чине блаженной и присоединение ее к Собору Белорусских святых.

Священномученик Николай Мацкевич (†1938)

память 8 февраля (н.ст.)

Николай Мацкевич родился 4 мая 1878 г. в г. Борисове. Происходил из семьи духовного звания. Обучался в Слуцком Духовном Училище. В 1899 г. окончил Минскую Духовную Семинарию. В 1900 г. был рукоположен в сан иерея. Служил настоятелем Поречьской церкви Игуменского уезда. В 1910 г. был определен на должность уездного наблюдателя церковных школ Борисовского уезда. Позднее священствовал при Свято-Троицкой церкви с. Бродовка Борисовского уезда.

Впервые отца Николая Мацкевича арестовали в 1933 г., заключив на один месяц в тюрьму. После освобождения он стал настоятелем Свято-Андреевской церкви г. Борисова, где прослужил несколько лет. Его не раз вызывали в местное отделение НКВД, угрожали арестом, насмехались над ним и однажды потребовали, чтобы он публично отрекся от сана, заявив об этом с церковного амвона. Но отец Николай поступил иначе. Совершая богослужение на следующий день он, обращаясь к прихожанам, сказал: «Люди! Бог есть!» Эти слова он произнес с особым акцентом, адресуя их прежде всего своим недавним собеседникам из НКВД. После этого 15 августа 1937 г. его арестовали и 30 декабря 1937 г. постановлением Особой тройки НКВД БССР приговорен к расстрелу. Расстрелян в Витебске 16.01.1938 г.

Священномученик Владимир Талюш (†1937)

память 8 февраля (н.ст.)

Родился в 1891 г. в семье сельского дьячка, проживавшего в д. Залужье Бобруйского уезда Минской губернии. Несмотря на незнатное происхождение, в 1912 г. сумел окончить Минскую Духовную Семинарию, после чего два года учительствовал в церковно-приходских школах. В 1914 г. Владимир Талюш был мобилизован в царскую армию и сражался на фронтах Первой Мировой войны. С 1918 г. он вновь стал учительствовать. В 1920 г., несмотря на крайне неблагоприятные обстоятельства, Владимир Талюш принял сан священника и был назначен настоятелем церкви Св. Георгия Победоносца д. Залужье Бобруйского уезда, той самой церкви, в которой когда-то служил дьячком его родной отец.

Более двенадцати лет прослужил отец Владимир в Залужье, запомнившись односельчанам как добрый, внимательный к их нуждам пастырь. Особое попечение он проявлял о приходском храме, за что и пострадал.

Священника Владимира Талюша арестовали 19 апреля 1933 г. за попытку сбора среди своих прихожан средств, требовавшихся для своевременной уплаты налога с церкви. Вместе с о. Владимиром тогда же арестовали еще восемь человек, проживавших в Залужье и близлежащих деревнях, оказывавших ему содействие в сборе средств для уплаты налога. Всех их обвинили в том, что они образовали «контрреволюционную группу», а отец Владимир будто бы ее возглавил. Никто из арестованных виновным себя не признал. Всех арестованных приговорили к разным срокам заключения в концлагере или же к ссылке. Священник Владимир Талюш получил самый большой срок -10 лет лагерей. Домой он уже не вернулся, приняв мученическую смерть в заключении.

Священномученик Порфирий Рубанович (†1938)

память 8 февраля (н.ст.)

Родился в 1883 г. в д. Лемешевичи Пинского уезда Минской губернии. Закончил Минскую Духовную Семинарию и был рукоположен в 1909 г. во иереи. После принятия сана о. Порфирий служил настоятелем Свято-Троицкой церкви д. Доброславка Пинского уезда. С 1914 г. он начал свое крестное служение в Заславле как настоятель церкви Преображения Господня.

Впервые о. Порфирия арестовали в 1928 г. за неуплату налога с церкви или, как говорилось в документах, «За невыполнение гособязательств». Он был заключен в тюрьму сроком на три с половиной месяца, но затем отпущен.

В самом начале 30-х гг. рядом с церковью, в которой служил о. Порфирий, построили клуб. Раз в неделю, как правило, в воскресный день в нем стали устраивать различные антирелигиозные представления, грубо оскорблявшие чувства верующих. Вскоре власти арестовали старосту церкви Федота Дорожку и выслали его в Сибирь.

В 1935 г. закрыли Спасо-Преображенскую церковь. В том же году разобрали иконостас церкви и сожгли его в местной бане. В этом же году о. Порфирий начал служить в маленькой кладбищенской церкви иконы Божией Матери Казанской.

В июне 1936 г. ему запретили совершать богослужения и в этой церкви, приказав оставить Заславль. Он вынужден был выехать в г. Быхов. Второй и последний раз его арестовали 5 августа 1937 г., предъявив обвинение в том, что, «будучи недоволен политикой советской власти», он «систематически занимался антисоветской пропагандой». Без суда и следствия приговором от 31 октября 1937 г. о. Порфирия приговорили к заключению в концлагерь сроком на десять лет. Он отбывал заключение недалеко от г. Гомеля, работая на местном торфяном заводе. В 1943 г. его убили партизаны.

Святитель Лаврентий, епископ Туровский (†1194)

память 11 февраля (н.ст.)

Родился святой Лаврентий в 30-е гг. XII века в Турове. Будущий святитель чувствовал в своей душе стремление к подвигам ради Христа и принял монашество. Первые аскетические опыты он совершал в Борисоглебском монастыре. Со временем Лаврентий заметил, что его душе чего-то недостает, и он решил, что устав Борисоглебского монастыря не для него. Он поехал в Киево-Печерскую Лавру, которая всегда славилась своими подвижниками и строгим уставом.

Здесь святой Лаврентий хотел повторить подвиг, который многие монахи-подвижники совершали до него - пожелал в затворе молиться Богу. Но настоятель монастыря не благословил такой подвиг святому и будущий святитель, удалившись от Пещер, затворился в келии соседнего монастыря Святого Великомученика Димитрия Солунского. В новой обители Лаврентий пребывал в затворе, и за благочестивую жизнь Господь наделил его даром чудотворных исцелений и силой, которой он изгонял бесов.

Позже святой Лаврентий возвратился вновь в Печерский монастырь, пребывание в котором ему было более по душе. Святой Лаврентий всегда мечтал угодить Богу в недоступной постороннему взору монашеской келье, но Господь не желал, чтобы святой Лаврентий оставался в тени, и явил его миру. В Печерском монастыре Лаврентия рукоположили во епископа и поставили на кафедру в его родном городе Турове. Вот так святитель Лаврентий по промыслу Божьему «где родился, там и пригодился». Именно святой Лаврентий стал в 1184 г. преемником святителя Кирилла. Святитель Лаврентий, со смирением приняв должность епископа, мудро управлял вверенной ему Туровской епархией.

После своей смерти Лаврентий был погребен в пещере Киево-Печерской Лавры, где и теперь пребывают его нетленные мощи.

Святитель Симеон, епископ Полоцкий (†1289)

память 16 февраля (н. ст.)

Полоцкая земля дала много выдающихся личностей, которые внесли огромный вклад в развитие культуры и духовной жизни Беларуси. Одним из них был Святитель Симеон — седьмой в сонме епископов Полоцких, и впоследствии первый епископ Тверской.

Время отстранило от нас многие стороны его жизни. Мы не знаем, когда он родился, чем занимался в юные годы. Известно лишь, что происходил святитель Симеон из рода князей Полоцких, получил хорошее для того времени образование и был воспитан в духе христианских добродетелей и любви к святым книгам. Не удивительно, что юноша возжелал избегнуть светской жизни и нашел утешение для своей души в одном из полоцких монастырей. Неизвестно, когда он был рукоположен в священнический сан, но есть сведения, что, будучи Полоцким епископом, святой Симеон основал за городом Никольский монастырь.

Епископ Симеон управлял паствой, как один из лучших пастырей Церкви; своими высокими умственными и нравственными качествами души он приобрел всеобщее уважение. Летописец говорит, что святитель тот был «смыслен зело и силен в книгах Божественнаго Писания, учителен, добродетелен, нищия и сироты и вдовицы жаловаше, и обидимых заступляше, и насилуемых избавляше», без боязни говорил правду князьям и вельможам.

Несмотря на высокое положение, епископу Симеону пришлось покинуть Полоцкую кафедру из-за давления раздраженных его деятельностью властей. Полоцкий иерарх находит сердечный прием в Твери, которая в то время принадлежала к Полоцкой епархии. Епископ Симеон пользуется не только народной любовью, но и авторитетом среди иерархов. Доподлинно известно, что он принимал активное участие во Владимирском Соборе, посвященном вопросам церковного переустройства.

Далеко не всегда управление епархией протекало счастливо: судьба готовила престарелому иерарху новые испытания. В 1276 г. сильный пожар многое обратил в пепел, а еще через шесть лет огненная стихия опять испепелила церкви и жилища. Вновь начались работы по восстановлению города, но мирному труду мешали набеги на тверские окрестности разбойников из соседней Литвы. Однако сами мещане поднимались на защиту семей и своего возлюбленного и почитаемого духовного пастыря. В 1286 г. небольшой литовский отряд напал на церковные волости и ограбил их, но жители Твери, собравшись безо всякого принуждения на защиту преосвященного Симеона, пустились в погоню за грабителями и вернули добычу.

Князь святой Михаил Ярославич употребил все, чтобы новый собор строился без замедления и остановок, но прочный великолепный храм не мог быть построен скоро. Святитель, чувствуя, что при его старости не доживет он до освящения нового собора, и, скучая без служения при кафедре, столько отрадного для печальной старости, освятил (в 1287 г.) в созидавшемся соборе подвижной престол, чтобы молиться здесь вместе с паствой пока может. А храм был освящен преемником его, епископом Андреем, в 1290 г.

Святой Симеон скончался 3 февраля 1289 г, в летописи под 1289 г. записано: «Преставися блаженный епископ Симеон Тверский... и положиша тело его в церкви св. Спаса на правой стороне, февраля в 3-й день».

Святитель Георгий (Конисский), архиепископ Могилевский (†1795)

память 26 февраля и 6 августа (н.ст.)

Родился будущий святитель 20 ноября 1717 г. в городе Нежине в богатой и знатной дворянской семье Конисских и во святом крещении наречен Григорием. В 11 лет его записали в Киево-Могилянскую академию, где юноша прошел весь курс обучения, продолжавшийся 15 лет. В стенах академии Григорий изучил иностранные языки, поэтику, философию, богословие, проявляя немалые способности к стихосложению. Киевская академия и в ту пору давала своим ученикам прекрасное образование.

По окончании учебы Григорий в 1744 г. принял иноческий постриг с именем Георгия. Через год он был назначен преподавателем академии. В 1747 г. Георгий рукоположен в сан иеромонаха и переведен на должность преподавателя в философский класс.

В 1751 г. будущий святитель занял должность ректора академии, одновременно преподавая богословие, причем, по оценке современников, он считался лучшим, после Феофана Прокоповича, профессором академии в 18 веке. 13 октября 1754 г. в Могилеве скончался архиепископ Иероним Волчанский, и 20 августа 1755 г. Георгий был хиротонисан во епископа, причем таинство совершилось не в Петербурге, как обычно, а в Киеве по причине неотложности дела.

Святитель Георгий занял Могилевскую кафедру в тяжелые для Православия времена. Еще в 1716 г. Варшавская конфедерация приказала разрушить все православные храмы, построенные после 1632 г.; под запретом были публичные церковные собрания православного народа и разрешены лишь домашние богослужения. В 1732 г. православным запрещалось принимать участие в депутатской деятельности, в трибуналах и комиссиях, занимать воеводские, земские и городские должности и созывать собрания под угрозой применения законов против бунтовщиков.

В этот период святитель Георгий издал «Катехизм» Феофана Прокоповича и основал ряд школ наподобие братских церковных училищ. Постоянно заботясь о более высоком образовании духовенства, святитель в 1759 г. организовал при могилевском Спасском монастыре Духовную семинарию. Для более успешного противостояния униатству Преосвященный Георгий занимался собиранием архивных документов о Могилевских православных храмах.

В июне 1759 г. по пути из Орши в Могилев, когда святитель Георгий посетил православный приход, в церковь ворвались католики, пробились к совершающему Божественную литургию архиепископу и, стоя перед ним в шапках, глумились над архиереем и таинством, угрожая жизни архиепископа. Невзгоды и тяготы борьбы подорвали здоровье Могилевского владыки, и он в 1763 г. подал Синоду прошение об отставке, которое не было удовлетворено.

В 1764 г. на польский трон взошел Станислав-Август Понятовский. Он снисходительно относился к христианам греческого обряда. Используя благоприятную политическую ситуацию, архиепископ Георгий подал новому королю «Мемориал об обидах православным», где приводил список почти 200 отнятых у Православной Церкви храмов.

Вскоре было принято решение о создании специальной комиссии, которая бы выработала проект постановления о «диссидентах». В Слуцке открылась конфедерация для рассмотрения жалоб православных, участником которой стал Могилевский архиепископ Георгий.

13 февраля 1768 г. было издано постановление, объявляющее католическую веру господствующей, хотя и признававшее некоторые права за «диссидентами»: строить и содержать храмы, школы и больницы, не платить дань, совершать крестные ходы.

В 1772 г. состоялся первый раздел Речи Посполитой. В это время святитель Георгий пребывал в изгнании в Смоленске. После вхождения Восточной Беларуси в состав Российской империи, был издан указ о устроении Могилевской и Псковской епархий на территории России. В 1776 г. архиепископ Георгий добился выхода в Речи Посполитой указа о крещении детей от смешанных браков, по которому сыновья принимали веру по отцу, дочери – по матери, приложил усилия для возвращения Православию отнятых церквей. Незадолго перед вторым разделом Речи Посполитой был принят долгожданный указ о насильно вовлеченных в унию.

Усилиями Преосвященного Георгия на присоединенных территориях была создана Минская архиепископия, управление которой поручалось ставленнику и воспитаннику Могилевского владыки – Виктору Садковскому. Одновременно архиепископ Георгий радел о благосостоянии и устроении своей Могилевской епархии. В 1780 г. было построено новое здание для семинарии. Он заботился о чистоте православного обряда, в соавторстве со Смоленским епископом Парфением составил книгу «О должностях пресвитеров приходских».

Больной и усталый от ежедневных забот, 20 января 1793 г. архиепископ Георгий составил завещание, а 13 февраля 1795 г. предал душу свою Господу. Могилевский святитель был погребен в своем кафедральном городе, в церкви неподалеку от архиерейского дома. В 1812 г. была открыта рака с телом святителя и засвидетельствована нетленность его мощей.

В 1993 г. Св. Синод Белорусской Православной Церкви причислил архиепископа Георгия (Конисского) к числу Святых земли Белорусской.