Собор Белорусских Святых. Май

Святитель Кирилл, епископ Туровский (†1183)

память 28 апреля и 11 мая (н.ст.)

Тропарь, глас 4

Благочестия ревнителю и рачителю,/ иноков и столпников похвал о,/ святителю Туровския паствы, преславне,/ златословесныи учителю,/ светлым учением Богоразумия своего просветивый концы русския,/ в молитве к Богу благодатный грешников споспешниче,/ Кирилле Богомудре, моли Христа Бога/ утвердитися нам, соотечественником твоим,/ во Православии, благочестии и единомыслии.

Святитель Кирилл, епископ Туровский, родился в 30-х годах XII века в городе Турове на реке Припяти у богатых родителей. С малых лет святой Кирилл с усердием читал Священные книги и достиг глубокого понимания их. Он учился не только у русских, но и у греков.

В зрелом возрасте святой Кирилл отказался от наследства и принял постриг в Туровском Борисоглебском монастыре. Он много подвизался в посте и молитве и учил иноков полному послушанию игумену: инок, который не находится в послушании у игумена, не исполняет своего обета и потому не может спастись. Сохранилось три сочинения святого Кирилла об иноческой жизни, одно из которых - "Сказание о черноризском чине от Ветхого Закона и от Нового" - может быть отнесено ко времени пребывания его в монастыре. Через некоторое время святой Кирилл удалился в затвор на столп, где еще более усилил подвиги и "многа Божественна Писания изложи". Многие обращались к нему за советом в духовной жизни. Святость жизни и высокая просвещенность святого Кирилла обратили на него всеобщее внимание, и его избрали на Туровскую кафедру.

В 1169 году святитель Кирилл принимал участие в соборе, осудившем епископа Феодора, который занял Владимиро-Суздальскую кафедру и пытался отделиться от Киевской митрополии. Святитель Кирилл обличил ересь Феодора и составил много посланий к святому князю Андрею Боголюбскому (память 4 июля), в которых поучал его и наставлял по поводу церковных нестроений в Ростовской земле.

По любви к уединению святитель Кирилл оставил кафедру (до 1182 года, под которым упоминается уже епископ Туровский Лаврентий) и полностью посвятил себя писанию духовных сочинений.

Скончался святитель Кирилл 28 апреля около 1183 года. От современников он получил именование русского Златоуста. Сам святитель о себе смиренно говорил:

"- Я не жнец, а собираю колосья; я не художник в книжных делах", - всегда, однако, сознавая высоту святительского служения, на которое поставил его Господь: "Если бы говорил я от себя, вы делали бы хорошо, не приходя в храм. Но я возвещаю вам Слово Господа, читаю вам грамоту Христову... Я раздаю слова Божий, лучшие золота и дорогих каменьев, более сладкие, чем мед и сот, и вы лишаетесь их, не приходя в церковь... но вас, приходящих, хвалю и благословляю".


Священномученик Макарий, митрополит Киевский (†1497)

день памяти 1 мая (н.ст.)

Тропарь Макарию, митр. Киевскому

Божественныя Бескровныя совершая Жертвы, / кровь твою, от безбожных ага­рян излиянную, / в жертву непорочную принесл еси Владыце твоему, Пастыреначальнику Христу. / Егоже моли, молим тя, / пролити гнев на языки, хотящия браней; / христолюбивое воинство наше на враги укрепи / и стадо твое от всяких бед неврежденно соблюди, / тебе бо крепкаго заступника почитаем, / новый священномучениче российский, / святителю блаженный Макарие

Священномученик Макарий, митрополит Киевский (был ранее архимандритом Виленского Свято-Троицкого монастыря) в 1495 году, после смерти Киевского митрополита Ионы Глезны, был избран и рукоположен на его место собором святителей: Вассианом Владимирским, Лукою Полоцким, Вассианом Туровским и Ионою Луцким. Из Константинополя от патриарха Нифонта были присланы благословенные листы, утверждавшие избрание святителя Макария на митрополичью кафедру. 1 мая 1497 года вторгшиеся на Русскую землю татары убили митрополита Киевского н всея Руси Макария в селе Стриголове, на реке Вжище, где святитель совершал Богослужение. Вместе с ним были убиты и захвачены в плен многие из его паствы.

Святые мощи святителя Макария, прославленные от Бога нетлением и чудесами, покоятся ныне в Киеве во Владимирском кафедральном соборе.


Cвятой младенец-мученик Гавриил Белостокский  (†1690)

день памяти 3 мая (н.ст.)

Тропарь мученика младенца Гавриила Белостокского, глас 5

Святый младенче Гаврииле, / ты за Прободеннаго нас ради от иудей/люте от онехже в ребра прободен был еси/ и за Истощившаго кровь Свою за нас/ все тело твое на истощение крове/ в лютыя язвы предал еси, / ныне же во славе вечней с Ним вселился еси. / Тем помяни и нас, молим, зде чтущих память твою, / прося нам здравие телеси/ и спасение душам нашим.

Родился 22 марта 1684 г. в деревне Зверки, Белостокского уезда, Гродненской губернии, в семье благочестивых крестьян Петра и Анастасии. Он рос кротким, незлобивым, заметна была в нем склонность к созерцательному уединению. В 1690 г. 11 апреля мать шестилетнего Гавриила понесла мужу обед в поле. Вскоре приближался праздник Святой Пасхи. В это время в дом забрался арендатор-еврей, приласкал дитя и тайно увез его в г. Белосток, где младенца предали мучениям: распяли, прокололи бока, постепенно испуская кровь. На девятый день ребенок скончался, его бросили в поле у опушки леса близ деревни Зверки. Голодные собаки, нашедшие тело, не только не растерзали его, но охраняли даже от хищных птиц. На доносившийся лай собак пришли жители деревни, нашли тело мученика и признали, что младенец погиб в результате ритуального убийства. Тело замученного Гавриила, при большом стечении народа, глубоко взволнованного подобным зверством, предано было земле близ храма.

Через 30 лет после погребения мощи св. Гавриила оставались нетленными. В 1746 г. храм, в котором был погребен младенец, сгорел, но святые мощи уцелели. Частично обгорела ручка, но когда святые мощи были перенесены в монастырь, ручка чудесно зажила и вновь покрылась кожей.

Св. Гавриил считается целителем детей. Святые мощи его несколько раз меняли место своего пребывания. С 1944 по 1992 гг. они хранились в Гродненской Покровской церкви, откуда торжественно были перенесены в Свято-Никольский собор г. Белостока.


Святой праведный Иоанн Кормянский (†1917)

память 31 мая и 9 сентября (н.ст.)

Тропарь, глас 4

Святче Божий, отче наш праведне Иоанне, пресвитере славне стада Христова, свято житие твое совершив, даром прозрения и исцеления Господь тя одари, и ныне нетленным телесем с нами пребывая, моли Христа Бога нашего, да спасет Господь души наша, почитающих, блаженне, святую память твою.

Родился будущий отец Иоанн 20 октября 1837 года. В скором времени младенца окрестили и нарекли в честь апостола Иоанна Богослова. С раннего детства отрок Иоанн помогал своему отцу по храму. По окончании церковно-приходской школы его отдают в духовное училище, закончив которое, он получает направление в семинарию. После окончания семинарии в 1859 году его направляют законоучителем в Огородненскую церковно-приходскую школу. Здесь он познакомился со своей будущей женой Марией, дочерью покойного иерея Филиппа. После венчания в 1862 году Иоанн подаёт прошение на рукоположение. Преосвященнейший Евсевий Орлинский, архиепископ Могилёвский и Мстиславский, 24 февраля, в день памяти преподобного Димитрия Прилуцкого рукополагает Иоанна Иоанновича Гашкевича во иерея и направляет служить в церковь Рождества Богородицы в д. Шерстин Рогачёвского уезда.

В молитвах и трудах проходили молодые годы служения о. Иоанна. В деревне Шерстин за 14 лет в иерейской семье родилось четверо детей: Михаил, Игнатий, Симеон и дочь Татиана. В 1876 году о. Иоанн со своей семьёй по благословению Преосвященнейшего Евсевия перемещается на служение в храм святителя Николая деревни Огородня. Этот храм становится местом усиленного подвига батюшки. Наравне с трудами по благоустройству храма и принадлежавших ему построек, он всё больше предаётся умственной Иисусовой молитве, которую любил с детства.

С 12 апреля 1893 года в течение трёх лет отец Иоанн находится на должности духовного следователя в благочинии. С этого же года его избирают в благочиннический совет, где он несёт послушание в течение 12 лет. За это он был награжден Святейшим Синодом в 1906 году орденом Святой Анны III-степени. Жена Мария в Огородне рожает ещё троих детей: дочь Анну, сыновей Платона и Иоанна. В 70-летнем возрасте о. Иоанн был возведён преосвященнейшим Евсевием, епископом Могилёвским, в сан протоиерея. Через 5 лет, во время 50-летнего юбилея священнослужения, награждается орденом святого равноапостольного князя Владимира IV степени. В 75-летнем возрасте уходит за штат, уступая место священнослужения своему младшему сыну Иоанну. По рождении младшего сына Иоанна батюшка исполнил свою заветную мечту детства – побывал в Киево-Печёрской лавре, где получил от старцев благословение вести монашеский образ жизни.

Проповедуя слово Божие, он призывал всех к покаянию, ибо, говорил он, что грядущее поколение узрит в храмах мерзость и запустение. Батюшка поучал всех любить друг друга и быть покорным властям, поставленным от Бога. Однажды сказал, что за кровь помазанника Божьего прольёт Россия много крови, что и сбылось. Свой ум батюшка занимал Иисусовой молитвой, поучая этому своих сыновей и духовных чад. Слушая его проповеди, люди приходили в умиление. Он ревностно призывал к покаянию и говорил, что скоро изольёт на нас Господь чашу гнева Своего, если мы не покаемся, как ниневитяне. Многим помогал в своей жизни делами и словами, смиренно неся крест пастырского служения. В настоящее время мало осталось тех, кто ещё помнит батюшку живым.

Рассказывает раба Божия Евдокия: “По смерти батюшки ходили часто на могилку. Придем, бывало, сразу на могилку, а потом в храм входим. Всё ему рассказывали там, на могилке” В 30-м году на Пасхальной всенощной вышла она из храма после утрени, смотрит на восток: от храма сияние на небе и крест стоит, а за престолом стоит батюшка с поднятыми руками и молится. Побежала она, позвала людей, и многие видели это чудное видение над храмом на небе в пасхальную ночь 30-го года. Этим своим явлением в ночь на Пасху над храмом, батюшка возвестил народу, что он и по своей кончине молится Господу у Престола за людей Божиих. Вскоре храм был закрыт, а люди, помня явления батюшки, говорили: “Он нас не оставляет в своих молитвах”.

Как-то молилась одна благочестивая девица, чтобы Господь послал ей верующего парня для семейной супружеской жизни, и однажды ей во сне явился старец и говорит: “Ты приходи ко мне на обед, там и встретишь”. Пошла она в храм, а там прихожане из другой деревни заказали панихиду по батюшке. На панихиду приехали родители с сыновьями. Познакомилась она впоследствии с молодым Павлом, и жили они, как подобает православным христианам. А батюшку она благодарила всю свою жизнь.

Батюшка говорил: “Будут прыгать по мне, да гроб крепкий будет”. Так и вышло: в 50-х годах храм сожгли, а всё оставшееся от пожара счистили трактором в ров. При этом плиты и кресты тоже снесли. Место стало ровное, и там устроили футбольное поле и площадку для танцев. Сколько ни прыгали, но гроб выдержал и остался почти целым. Только при раскопках фундамента церкви, его нарушили, когда трактор чуть не провалился в яму. Тогда люди и вспомнили, что здесь похоронен забытый ими пастырь.

Обретение мощей совпало, по промыслу Божиему, с приездом в Гомель в 1991 году Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. И в среду, в день приезда Святейшего Патриарха в Гомель, когда в Корме открыли храм, от мощей шло благоухание. Запах исходил неземной.