Знакомство с Воронежем началось со Свято-Покровского кафедрального собора, так как именно на территории этого храма расположен паломнический центр Воронежской и Борисоглебской епархии.
От экскурсовода мы узнали, что первое упоминание о храме относится к 1615 году. Храм является образцом классицизма. Известно, что в 1700 году святитель Митрофан, первый епископ Воронежский, дал благословенную грамоту на построение нового храма, так как прежняя церковь пришла в ветхость. В 1736 году началось возведение каменной церкви. Храм имеет два придела: во имя Сретения Господня и во имя иконы Божией Матери, именуемой «Знамение». В 1791 году была построена трёхъярусная колокольня. Храмовая часть соединена с колокольней трапезным храмом. В настоящее время в трапезном храме расположена свечная и книжная лавки.
С 1923 года в Покровской церкви обосновались обновленцы, а в 1927 году храм захватили григорианцы. В 1932 году, при советской власти, в храме расположился Дом обороны. Позже церковь была передана антирелигиозному музею, а под куполом был закреплён маятник Фуко.
К январю 1943 года 92% Воронежа была разрушено немцами, при бомбёжке и артобстрелах был повреждён и Покровский храм: сгорели покрытие купола, крыша и стропила на трапезной, были обрушены карнизы, сбиты кресты, но, тем не менее, храм быстро приспособили под жильё, разместив людей даже в колокольне.
В 1948 году Покровская церковь по ходатайству верующих была вновь открыта для православных богослужений. Именно с этого года храм стал кафедральным, так как сюда была перенесена кафедра. В 1952 году в храме был освящён придел во имя святителя Тихона Задонского. В 1961-1962 годах был осуществлён капитальный ремонт храма.
С конца 70-х годов жизнь храма стала довольно беспокойной. Тишина и благоговение собора были нарушены строительством нового здания драматического театра, в связи с эти были снесены резиденция и канцелярия епископа. Власти намеревались снести и собор, но храм удалось отстоять.
В 1989 году в Покровский собор были перенесены мощи святителя Митрофана Воронежского. С этого момента начинается активное возрождение церковной жизни. На территории Покровского кафедрального собора были построены крестильный храм во имя святого Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, здание Воронежского епархиального управления, воскресная школа, ризница, организовалось братство, открыты курсы для взрослого населения.
14-15 ноября 1998 года совершил молебен у мощей святителя Митрофана, всенощное бдение и Божественную литургию Предстоятель Русской Православной Церкви – Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Богатая история храма впечатлила нас, и, несмотря на усталость, все активно задавали экскурсоводу всё новые и новые вопросы. Насытившись информацией, мы отправились в храм поклониться его святыням: частица мощей Митрофана Воронежского, иконы с частицами мощей святителя Николая, священномученика Власия, Серафима Саровского, Силуана Афонского, чудотворная Иверская икона Божией Матери, Смоленская икона Божией Матери.
В 2005 году при соборе была создана иконописная мастерская, в которой несут послушание выпускники иконописного отделения семинарии. Благодаря этому поновляются настенные росписи и в храме появляются новые иконы.
Выйдя из храма, мы узнали, что в 2009 году был построен новый кафедральный собор, куда были перенесены мощи святителя Митрофана Воронежского. Дальнейший наш путь был направлен на Благовещенский кафедральный собор. Окинув недружелюбным взглядом здание театра, из-за которого могло не стать Покровского храма, мы отправились на проспект революции, который ранее назывался гораздо благозвучнее – Большая дворянская. Ехать пришлось совсем мало. Чтобы понять причину строительства нового кафедрального храма, пришлось окунуться в историю.
Первое упоминание о Воронеже относится к 1177 году. Город был построен на реке Воронеж. С трёх сторон город окружала деревянная крепость, стены которой достигали 6 метров, а башни 20 метров, с 4-й стороны был выкопан ров, наполненный водой. В 1586 году в городе был построен первый храм – Благовещенский. В 1682 году при первом епископе Воронежском Святителе Митрофане Благовещенский храм стал кафедральным собором. В 1834 году вокруг Благовещенского собора образовался монастырь, получивший имя Митрофановского. Он, как и поражавшие своим величием и великолепием убранства Владимирский и Свято-Троицкий соборы, были безжалостно уничтожены после революции богоборческой властью. На месте Благовещенского собора и Митрофановского монастыря ныне находится главный корпус Воронежского государственного университета, возле которого долгое время находился цирк. Но всем известно, что Бог поругаем не бывает.
В 1998 году Воронежскому епархиальному управлению был выделен земельный участок в Первомайском сквере, на месте цирка шапито для строительства Благовещенского кафедрального собора. Местные жители рассказывают, что в цирке на данном месте всегда была неблагоприятная обстановка: то звери отказывались выступать, то вели себя разъярённо, то случались серьёзные травмы с артистами цирка. Благовещенский собор было решено построить в память о трёх крупнейших и красивейших соборах города безжалостно уничтоженных, и в знак покаяния воронежцев в безбожии и святотатстве. Строительство длилось 11 лет и завершилось в 2009 году. Нижний храм освящён во имя Митрофана Воронежского, а верхний во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Новый собор во внешнем облике повторяет Владимирский собор, построенный в Воронеже одним из последователей знаменитого архитектора К. Тона. Архитектурный проект выполнен в традициях русско-византийского зодчества. Рассмотрев внешнее великолепие собора, мы прошли в верхний храм приклониться святыням: мощи святителя Митрофана Воронежского, священномученика Петра Зверева (местного святого, канонизированного в 2000 году), часть мощей святителя Тихона Задонского, 12-ти апостолов. Мученицы Наталии, отцов Киево-Печерской лавры, башмачок Спиридона Триумфунского.
Далее мы отправились в один из старейших монастырей Воронежа – Алексиево-Акатов женский монастырь.
Алексиево-Акатов монастырь был основан в 1620 году как мужская обитель. Появление этой обители связано с военной миссией города-крепости Воронежа. В день памяти Московского святителя Алексия в 1620 году воронежцы одержали победу над литовскими дружинами, которые значительно превосходили их. В знак благодарности жители решили построить монастырь, увидев в этой победе промысел Божий, так как тридцатью годами ранее город был полностью разорён захватчиками. Монастырь возвели на склоне холма, над рекой, на Акатовой поляне, которая получила своё название из-за того, что окатывалась водами реки, особенно во времена разлива. Таким образом, монастырь получили название по месту расположения и по дню памяти святителя. Первоначально в обители проживали 7 монахов. До начала XVIII века обитель была пустынножительной.
В 1674 году была построена двухэтажная каменная церковь, освящённая во имя Владимирской иконы Божией Матери и во имя святителя Алексия. Позже была построена шатровая колокольня, которая сохранилась и до наших дней.
В 1695 году в монастырь были переведены монахи из Успенской обители, так как она с этого времени стала колыбелью русского флота. Но, не смотря на это, обитель продолжала вести спокойный образ жизни, и численность братии увеличилась только до 30 человек.
В период с 1812 по 1819 годы церковь была разобрана, так как обветшала, и на её месте построена новая, в которой появился ещё один придел, освященный во имя Митрофана Воронежского. К этому моменту монастырь имел три угловые башни и был огорожен каменной стеной. В 1880 году была построена надвратная колокольня высотой 50м с домовым храмом, освящённым во имя преподобного Сергия Радонежского. В 1893 году была сооружена Одигитриевская часовня в благодарность жителей города, которым удалось победить эпидемию холеры.
В 1919 году, после разрушения Митрофановского монастыря, обитель становится центром епархиальной и духовной жизни, оказывает активное сопротивление обновленчеству, которое к тому времени получило широкое распространение на Воронежских землях.
В 1926 году архиепископом Воронежским становится Пётр Зверев, который поддерживал в обители афонский устав и очень быстро завоевал симпатии прихожан. Архиепископ Пётр поспособствовал возвращению многих приходов в лоно Православной церкви из обновленчества. Среди его прихожан было много простых рабочих людей, что вызывало негодование у властей, которые рассчитывали на поддержку этих людей. В связи с этим настоятель монастыря и архиепископ Пётр были отправлены на Соловки, где впоследствии были расстреляны.
2 августа 1930 года был расстрелян архимандрит с оставшейся братией и монастырь был упразднён. Наступили годы поругания и разорения. К 1989 году на месте монастыря были попранные могилы, руины, бурьян и строительный мусор.
В 1990 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II монастырь был открыт как женская обитель, которой были возвращены здания на Акатовой поляне. 4 ноября здесь прошла первая после возобновления деятельности Божественная Литургия.
В 1991 году был открыт нижний храм, а в 1992 году состоялся первый постриг 10 сестёр обители. В наше время монастырь уже восстановлен, построена часовня в память новомученников обители. Сегодня в монастыре более 50 сестёр.
9 августа 2009 года в обитель были доставлены с Соловецкого монастыря обретённые мощи святителя Петра (Зверева). 4 месяца они находились в монастыре, а потом были перенесены в Благовещенский кафедральный собор.
В 2010 году была перезахоронена могила блаженной старицы Феоктисты, которую почитают горожане. Люди приходят сюда и обращаются за молитвенной помощью к старице и получают её.
Незабываемое впечатление на паломников произвёл хор сестёр обители, пение которого по праву можно сравнить с ангельским. Ознакомившись с монастырём и храмами, мы почувствовали себя в благоухающем райском уголке в самом сердце мегаполиса. Пока находились на территории обители, с трудом верилось, что за её стенами кипит бурная городская жизнь и суета. Очень хотелось подольше сохранить и не расплескать внутреннюю тишину, которую нам подарила обитель.
История следующего храма, к которому мы проследовали, связана со строительством русского флота. В 1695 году, после Азовского поражения, Пётр I решил создать русский флот, и Митрофан Воронежский охотно поддержал эту идею. Данная местность, как нельзя лучше, подходила для реализации задуманных планов. Река Воронеж впадала в реку Дон, по которой могли переправлять суда, а окружающие реки леса подходили для постройки кораблей.
На берегу реки Воронеж в 1600 году был основан Успенский монастырь. Именно это место и приглянулось императору Петру I. Он переселил Братию монастыря в Алексиево-Акатовскую обитель, создал адмиралтейство, и Успенская церковь стала именоваться адмиралтейской. Здесь была организована немецкая слобода и построены первые Воронежские верфи.
В 1700 году храм перестроили из деревянного в каменный.
С 1972 года вместо реки Воронеж основано водохранилище, на берегу которого и по ныне стоит Успенский храм. В 90-ые годы храм серьёзно подтоплялся и стоял вопрос о его сносе, но благодаря исторической значимости и юбилею основания русского флота, государство выделило средства на укрепление фундамента и стен храма, и, таким образом, церковь удалось сохранить. В храме на стене хранится Андреевский флаг. В молебнах, проводимых в церкви, часто принимают участие и чтят память погибших – подводники.
В заключении нашего знакомства со святынями Воронежа мы отправились в храм святителя Митрофана Воронежского на источнике. Архитектурный комплекс данного прихода находится на стадии выполнения внутренних и отделочных работ. Богослужения проходят во временном храме. Окунувшись в источнике, мы почувствовали облегчение от долгой дороги, бодрость и с радостью продолжили свой путь, который оказался непростым…
В связи с ремонтом дороги нам изрядно пришлось попетлять, пока мы добрались поздним вечером до села Костомарово Подгоренского района Воронежской области, где располагается Спасский женский монастырь. В темноте нам было не понятно, почему монастырь находится в низине, а не на возвышенности. Несмотря на поздний час, нам организовали трапезу и расселили на ночлег в бывшей школе. Усталость дала о себе знать, и мы быстро уснули.
Утром, по дороге в монастырь, мы любовались удивительными видами. Оказалось, что мы находимся среди меловых гор и местный ландшафт никого не оставил равнодушным. Помолившись за Божественной Литургией и приняв Святые Дары, мы с огромным интересом слушали историю монастыря. Это место, расположенное в 180км к югу от Воронежа, среди меловых гор, называют русской Палестиной, так как по свидетельству знающих людей земля эта на самом деле напоминает Палестину: полупустынный пейзаж, ярко-синее небо, особые целебные травы, соответствующий ландшафт.
Точная дата основания обители не известна. Предположительно первые пещерные храмы возникли не позднее VIII-X веков, и основателями их были греческие монахи, пришедшие на берега Дона из Византийской империи во времена иконоборческой ереси. Знакомство с монастырём мы начали с наземного храма в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших», который был построен и освящён в 2002 году, и где сейчас в основном проходят все богослужения. Далее мы были изумлены тем, что пещерные храмы сохранились до наших дней, они понемногу восстанавливаются и в них даже проходят определённые богослужения. Но радость наша ещё более увеличилась, когда мы узнали, что сможем попасть в эти храмы.
С затаённой радостью и трепетом мы поднялись на гору и увидели уникальный пещерный собор, который сохранился до нашего времени. Над его входом возвышаются величественные меловые дивы, напоминающие башни древних монастырей. Главный престол этого храма освящён в честь Спаса Нерукотворного. Его придел в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии был построен значительно позже. Известно, что вход в храм был хорошо укреплён, о чём свидетельствуют следы от массивных двойных ворот, имелся запасной выход и колодец. Очевидно, в своё время пещеры собора служили также укрытием от кочевников и других неприятелей, совершавших опустошительные набеги на эти земли в конце XVII века. Мы все ходили по храму, как зачарованные, всматриваясь в лики икон и с благоговением прикладываясь к ним. Никто не ожидал, что пещерный храм может быть таким большим и в точности повторять план наземных храмов. Полумрак храма вызывал особые молитвенные чувства. Со слезами на глазах мы приложились к главным святыням монастыря. Это икона Пресвятой Богородицы «Благодатное небо», написанная во второй половине XIX века художником Московской академии художеств Шокоревым В.В., и именуемой, по названию местности, «Костомаровской»; и икона «Святое семейство», на которой изображён Спаситель в отрочестве с Девой Марией и Иосифом Обручником, занятые плотническим делом. Уже в наши дни они прославились как чудотворные. Многие люди, с верою приходящие к ним, получают благодатную помощь и исцеление. С 2001 года на протяжении 7 лет икона Божией Матери кровоточила, в связи с этим её стали называть ещё кровоточивой. В годы советской власти в эту икону стреляли, и об этом свидетельствуют отверстия от пуль, которые видны сейчас на иконе. Исходя их этого факта, икона имеет ещё одно название – «расстрельная».
Далее мы прошли три небольших пещерки, расположенных в меловой горе, в которых подвизались монахи-затворники и столпники. Одна из них, наиболее протяжённая, носит название «Пещера покаяния». По преданию, в ней священник принимал исповедь. Находясь в этих пещерах, возникает осознание того, насколько великий и тяжёлый подвиг несли монахи, которые здесь подвизались, и насколько ничтожен и немощен человек.
Пройдя на запад по склону, мы попали в храм преподобного Серафима Саровского. Он был заложен в 1903 году, но завершить его строительство удалось только в наши дни. Этот храм поразил нас не менее предыдущего, не смотря на свой молодой возраст. На стенах храма изображены барельефные иконы, украшенные дивным орнаментом и иконы, выполненные на керамике, для того чтобы сохранить от влажности. Выйдя из храма, нашему взору представился так называемый Гефсиманский сад, вид на гору Фавор.
После революции монастырь был закрыт, пещерные храмы подверглись поруганию. Но в 1946 году по многочисленным просьбам верующих вновь открыли Спасский собор. В хрущёвские годы храмы Костомаровской обители снова закрыли, а церковные строения подожгли. Иконы, богослужебные книги, церковная утварь погибли в огне. В начале 90-х годов пещерные храмы были переданы Воронежской епархии. В воскресные и праздничные дни в них стали совершаться службы. А с 1997 года начал возрождаться Спасский женский монастырь.
Находясь под большим впечатлением, мы поднимались на гору, которую здесь называют Голгофой. На вершине горы мы приложились к кресту и имели возможность полюбоваться местными окрестностями. Глядя на эту красоту, хотелось остаться навсегда. Благополучно вернувшись к подножию горы, мы отправились в трапезную восполнить силы.
Впереди нас ожидало ещё одно дивное место – Свято-Успенский Дивногорский монастырь. На высоких береговых утёсах, при слиянии рек Дон и Тихая Сосна высятся величественные меловые столпы, получившие в древности название Дивы. Дивьи горы расположены в 100 км южнее Воронежа. Название их произошло от древнего слова «дэва», что означало Божество, затем стало звучать как «дальва» и со времен перешло в дивы, дивьи горы. Это место называют самым живописным на Воронежской земле. Особое своеобразие ему придают громадные столбы над меловыми горами естественного происхождения – дивы. Выделяются две обособленные группы – большие и малые дивы. Большие дивы расположены в 3-х км от монастыря, когда их было около 20, сейчас часть из них разрушена. В этих местах находятся реликвии среднерусской флоры, редкие виды птиц, насекомых, занесённые в Красную книгу. Малые дивы расположены над монастырём на высоте 40 метров. В малых дивах по преданию ещё с IX-XI веков поселялись на служение Богу ревнители благочестия и иноческой жизни. Много раз прерывалась и вновь возрождалась монашеская жизнь в этих местах.
Издавна племена охотников и скотоводов поклонялись дивам. В IXвеке в этих местах поселились хазары, обосновав белокаменную Хазарскую крепость. О селении хазар свидетельствуют руны и рисунки, которые остались на стенах пещер. Нападки руссов и печенег вынудили хазаров покинуть крепость.
Первое письменное известие о Дивногорьи относят к 1389 году в описании путешествия митрополита Пимена в Царьград. Эти места его очень впечатлили.
Известны имена иноков Ксенофонта и Иосафа, выходцев из Сицилии, которые поселились в малых дивах, в пещерном храме в честь Рождества Иоанна Предтечи, и принесли собой икону Божией Матери «Сицилийская», прославившуюся гораздо позже, в XIX веке. В середине XVII века на Дон для несения пограничной службы переселились казаки из правобережной Украины, и вместе с казаками пришли сюда православные монахи. С 1653 года начинает действовать Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь. Была построена пещерная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. В 1696 году Митрофаном Воронежским был освящён пещерный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы, выполненный в стиле византийской готики. В то время этот приграничный край постоянно страдал от набегов кочевников, нагайских татар. Здесь гнездились беглые люди, раскольники, промышляли люди Степана Разина. В 1786 году при Екатерине II монастырь был упразднён, а в 1828 – восстановлен. Тридцатые годы XIX века в жизни обители ознаменовались прославлением главной святыни монастыря – Сицилийской чудотворной иконы Божией Матери. Крестные ходы с иконой останавливали в округе эпидемии холеры, ограждали от пожаров и засухи. По молитвам у иконы происходили многочисленные исцеления от болезней, за что в народе её именовали «Исцелийской». В 1831 году икона была прославлена. Конец XIX – начало XX века было временем наибольшего расцвета монастыря во всех направлениях: духовном, богослужебном, хозяйственном, просветительском, благотворительном. К этому времени была построен большой каменный корпус, в котором находилась трапезная церковь, Успенская церковь, колокольня с 26-ю колоколами.
В 1924 году монастырь был закрыт. Имущество было погружено на телеги и вывезено советскими властями. Разрушена колокольня и Успенская церковь, а в 1929 году в реке утоплена монастырская библиотека и костница, где хранились останки монахов, захороненных в монастыре. Вскоре на территории монастырского корпуса открыли дом отдыха, а за тем санаторий для героев революции.
До 1942 года проходы во все пещеры были открыты. Во времена Великой отечественной войны один из советских защитников взорвал себя в одной из пещер, не желая сдаваться врагу, и часть проходов была завалена. Во времена санатория стены пещер и пещерных храмов были исписаны именами и другими надписями, что принесло огромную боль для всех верующих. Но и в советские времена в пещерных храмах зажигались свечи и лампадки. Постепенно от санатория камень в пещерах начал обваливаться и понадобилась реставрация.
С 1988 года на территории монастыря располагался ландшафтный заповедник и музей, был восстановлен храм Сицилийской иконы Божией Матери. В 1997 году территория Дивногорского Свято-Успенского монастыря была возвращена Церкви. На сегодняшний день постройки во многом восстановлены, открыты пещерные храмы. В 2003 году возвратилась в храм Сицилийская икона, которую спрятали местные жители во времена разорения храма.
После вечернего богослужения нас ждал ещё один приятный сюрприз – монастырская трапеза. Ни один современный ресторан не сравнится с той едой, которую нам удалось попробовать. Человек немощен и духовной пищи ему, к сожалению, не достаточно. После экскурсии и вечернего правила, которое происходит в храме, мы отправились на ночлег, так как ранним утром мы должны были отправиться в Задонск.
Целую ночь шёл проливной дождь, дорогу сильно размыло и только по милости Божией нам удалось успешно покинуть Дивногорский монастырь. К десяти часам мы подъехали к стенам Задонского Рождество-Богородичного мужскогоь монастыря.
Основателями обители стали два монашествующих старца Кирилл и Герасим, которые пришли на эти земли из Московского Сретенского монастыря. Выбор места на полугоре при впадении речки Тешевки в Дон не случаен. Где-то в здешних придонских землях Матерь Божия явилась Тамерлану, заградив завоевателю путь на Русь. К 1610 году относится построение первой деревянной церкви в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери, а копия с чудотворной иконы, принесённой монахами, стала храмовой. В 1692 году весь монастырь и его деревянная церковь сгорели, но храмовая икона Божией Матери осталась неповреждённой.
Новое обустройство монастыря пришлось на время наместничества игумена Трифона. Под его руководством кельи и хозяйственные постройки возводились настолько продуманно, что простояли до тех пор, пока их не заменили на каменные в конце 1730-х годов.
С 1769 года в жизни Тешевского, а ныне Задонского мужского монастыря начался особый период. Здесь поселился удалившийся на покой епископ Воронежский и Елецкий Тихон (Соколов), человек, которой уже при жизни почитался за святого. Здесь он прожил последние 14 лет в непрестанных трудах и молитве. Святитель Тихон претерпевал хулу, клевету и наветы, отвечая на всё это смирением, милосердием, любовью, и своими духовными сочинениями снискал себе славу «Российского Златоуста». Святитель Тихон отошёл ко Господу в возрасте 59 лет (1783 г.) и был погребён под алтарём Владимирского собора.
В 1818 году был построен храм в честь Вознесения Господня, ныне это трапезная церковь. В период с 1824 по 1835 год была построена новая колокольня с храмом в честь святителя Николая Чудотворца, с кладовыми и ризницей. В советские времена колокольня была наполовину разрушена, сейчас вновь восстановлена.
Владимирская икона Богоматери обретала всё больший ореол святости. Чудодейственная сила святого образа особенно проявилась в 1830-1831 годы, когда Воронежскую губернию охватила эпидемия холеры. Задонский монастырь избежал участи, в его стенах были заболевшие, но не было смертельных исходов.
Другой святыней, привлекавшей паломников, явились официально ещё не прославленные мощи святителя Тихона. В 1845 году начинается строительство нового Владимирского собора. Старому храму исполнилось уже 100 лет, и его демонтаж осуществлялся одновременно с возведением нового храма по проекту ведущего архитектора того времени К.А. Тона. В ходе демонтажа старого собора в обители произошло чудесное событие – были обретены нетленными мощи святителя Тихона. В 1853 году завершилось строительство Владимирского собора, который стал великолепным образцом храмового строительства середины XIX века.
В 60-ые годы XIX века был построен тёплый храм во имя Рождества Богородицы, перестроен одноэтажный корпус, названный «Архиерейским», завершилось строительство угловых башен ограды, построен настоятельский корпус, расширилась Вознесенская церковь. На месте, где когда-то стояла келия святителя Тихона, была построена каменная церковь в его честь. На месте первого погребения святителя была возведена часовня, а затем храм во имя святителя Тихона Задонского и священномученика Игнатия Богоносца. На месте святого источника была сооружена церковь во имя Царицы Небесной, которую позднее стали называть «Живоносный Источник».
В 1861 году святитель Тихон был причислен к лику святых. К концу XIX- началу XX века Задонская обитель снискала подлинную славу одной из жемчужин духовной жизни России.
В 1919 году здания монастыря были национализированы и распределены между различными учреждениями и организациями. В этом же году были осквернены мощи святителя. В 1928 году монастырь был закрыт до 1990 года. 26 августа 1991 года состоялось торжественное возвращение мощей святителя Тихона в Задонскую обитель. В 1996 году обитель определена в качестве резиденции епископа Липецкого и Задонского. На сегодняшний день монастырь в основном восстановлен, но работы ещё продолжаются. Всё это мы узнали на экскурсии, которую для нас провёл отец Олипий. Простодушные и добрые глаза этого монаха подарили нам частичку душевного тепла, радости о Господе. Затем мы отправились во Владимирский собор на молебен у мощей святителя Тихона Задонского. После молебна мы приложились к мощам святителя. Налюбовавшись монастырскими красотами, мы отравились на источник. После источника, набравшись сил, мы отправились в обратный путь. Вдохнув жизнь монастырей, приложившись к многочисленным святыням, на обратном пути хотелось только молчать, и с улыбкой на устах придаваться приятным воспоминаниям.
Монахи – это люди, которые выбрали для себя крестный путь следования за Христом. Подвиг монашества является идеалом жизни с Богом для всех христиан, образцом в деле исполнения Христовых заповедей. Именно поэтому мирские люди во все времена тянуться к монастырям, совершали, и будут совершать паломничества по святым местам. Помоги всем Господи!