Круглый стол по вопросам ювенальной юстиции
19 марта 2015 г. в Гуманитарном колледже УО «Гродненский государственный университет имени Я.Купалы» прошел круглый стол по вопросам ювенальной юстиции и гендерному воспитанию детей. По итогам состоявшейся дискуссии клирик прихода храма в честь Собора Всех Белорусских Святых г.Гродно иерей Дмитрий Левчук попытался довести основные тезисы относительно ювенальной юстиции и гендерного воспитания до целевой аудитории. 20-21 марта состоялась беседа с родителями учащимися седьмых и девятых классов СШ № 26 г.Гродно. 22 марта встреча Клуба православного общения при приходе храма в честь Собора Всех Белорусских Святых г.Гродно была посвящена обозначенной тематике. 23 марта - общение со студентами Гродненского государственного медицинского университета по гендерному воспитанию и некоторым примерам систем ювенальной юстиции.
Существует ряд нормативных документов, содержащих подробное описание правовых основ функционирования системы ювенальной юстиции. В 1990 г. Республика Беларусь присоединилась к Конвенции о правах ребенка. В 1993 г. в нашей стране принят закон «О правах ребенка». Беларусь также ратифицировала и взяла на себя обязанности исполнять так называемые «Пекинские правила» (1985г.) – минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия по делам несовершеннолетних. Европейская социальная хартия также принята нашим государством.
В Беларуси принято большинство соответствующих законов, проделана огромная подготовительная работа. Система правовых механизмов Республики Беларусь, направленных на предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиту их прав и законных интересов, оздоровление обстановки в неблагополучных семьях, основывается на широкой законодательной базе, наиболее значимыми нормативными правовыми актами которой являются Законы Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (2003 г.) и «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» (2008 г.).
Система ювенальной юстиции представляет совокупность таких элементов, как «комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, уполномоченный по правам ребенка, органы опеки и попечительства, ювенальные органы следствия и дознания, суды по делам семьи и несовершеннолетних, ювенальные воспитательные учреждения для несовершеннолетних правонарушителей, приемные семьи, кураторские центры, реабилитационные службы для несовершеннолетних, коллегии адвокатов, правозащитные общественные организации, занимающиеся защитой прав и законных интересов несовершеннолетних. При этом указанная система органов ювенальной юстиции представлена независимыми особыми судами и органами с настолько обширными полномочиями, что является фактически независимой от государства.
Ювенальная юстиция – специализированная судебно-правовая система защиты прав несовершеннолетних. Казалось бы благие цели. А по сути своей это продуманная технология отбирания детей. У православной общественности вызывает обеспокоенность то, что в тех западных странах, где работает закон о ювенальной юстиции, он не принес ни сокращения детской преступности, ни понижения уровня социальных пороков.
Реальность такова: отбирая у родителей детей по доносам, анонимным телефонным звонкам, жалобам – ювенальные службы разрушают семьи в частности, и институт семьи как таковой.
Ювенальная юстиция семимильными шагами шагает от введения максимального смягчения наказания для малолетних правонарушителей к внедрению технологий узаконенного изъятия из семьи любого ребенка под предлогом защиты его интересов.
Ювенальная юстиция в ее западном варианте ставит под угрозу независимость семьи, ее право самостоятельно решать вопросы семейной жизни, право родителей определять приоритеты воспитания и устройства семейной жизни; традиционные детско-родительские отношения, исходящие из подчинения младших старшим; неограниченная возможность вмешательства разнообразных структур в дела семьи и ограничение естественного права родителей не только на рождение ребенка, но и на его воспитание в избранной им системе ценностей.
Ведь согласно системе ювенальной юстиции запретить выходить ребенку на улицу, пока он не сделает уроки, это не что иное, как «ограничение свободы», физически наказывать нельзя – это «истязание», что-то запрещать – «насилие», отказывать в чем-то – «дискриминация» и т.д.
Детям активно внушают, что родители до восемнадцати лет обязаны их содержать, кормить, поить, а вот чада своим родителям ничего не должны. В результате у детей формируется извращенное представление о правах и обязанностях. При введении системы ювенальной юстиции существенно упрощается процедура изъятия детей из семей по причинам их низкого материального достатка, долгов перед ЖКХ, инвалидности родителей и т.п., с последующей передачей детей на воспитание в государственные учреждения, патронатные семьи и т.п.
Подходы Русской Православной Церкви к проблеме ювенальной юстиции изложены в документе, который получил название «Позиция Русской Православной Церкви по реформам семейного права и проблемам ювенальной юстиции». Церковь определилась с дефиницией ювенальной юстиции. Во-первых, совокупность правовых норм в отношение несовершеннолетних жертв преступлений и несовершеннолетних преступников и, во-вторых, совокупность государственных и общественных институтов, которые осуществляют защиту детей. Есть и другие толкования этого термина, но РПЦ он понимается так и только так.
Церковь констатирует, что наиболее острые проблемы современного общества связаны с детьми. И вместе с тем звучит принципиально важный тезис: лучший способ предупредить эти проблемы — это поддержка здоровой семьи и крепких связей детей и родителей. Церковь поддерживает применение не столько карательного, сколько реабилитационного подхода при разборе правонарушений с участием несовершеннолетних. Некоторые системы ювенальной юстиции неприемлемы с точки зрения Церкви, прежде всего, потому, что подчеркивают искусственное противопоставление прав ребенка правам родителя и придают правам ребенка исключительный приоритет. Это ведет не только к ущемлению прав родителя, но и интересов семьи в целом. В большинстве стран, составляющих каноническую территорию Русской Православной Церкви уже существует исторически сложившаяся система правовых актов и органов власти, при которой уголовное наказание несовершеннолетним имеет мягкий характер, а с другой стороны действуют специализированные социальные органы опеки и попечительства.
Кстати, в дискуссиях на пленуме Межсоборного присутствия упоминалось, что в Российской империи ювенальные суды, тогда они назывались судами по делам малолетних, возникли уже в 1910-1912 годах, и Православная Церковь поддержала их создание. Сегодня Церковь предостерегает, что необъективные критерии, где возможен волюнтаризм органов опеки, недопустимы.
Собрание православных студентов Гродненского государственного медицинского университета.
23 марта 2015 г. состоялось первое собрание православных студентов Гродненского государственного медицинского университета. Заседание проходило в церковном доме Прихода Храма Всех Беларуских Святых г.Гродно. На собрании была озвучена мысль о том, что христианство начало новую эру в истории человечества, укрепив высокие морально-этические ценности, в том числе милосердие к больным и немощным. Христианская Церковь и медицина шли рядом. Были определены ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ Православного Молодежного Братства ГрГМУ:
• Объединить верующих студентов-медиков во Христе и способствовать укреплению их веры, благочестия и послушного служения, особенно посредством компетентной и милосердной работы в профессиональной сфере.
• Мобилизовывать православных студентов-медиков на служение Христу и поддерживать их в этом служении.
• Распространять христианские ценности, особенно в биоэтике и здравоохранении, среди врачей и студентов-медиков, как в Церкви, так и во всём обществе.
• Проводить совместные встречи с целью общения, взаимной поддержки, воодушевления и духовного возрастания, которые, в свою очередь, помогут студентам лучше следовать за Христом в медицине.
• Обсуждать конкретные вопросы и проблемы, с которыми христиане сталкиваются в медицинской сфере, и конструктивно повышать осведомлённость студентов медиков о конкретных стрессовых факторах медицинской профессии и их влиянии на духовную жизнь.
Решено было еженедельно организовывать братские встречи, которые представляют собой живое общение, дающее поддержку, воодушевление и духовное возрастание. Для общения участников создана страничка Православного Молодежного Братства Гродненского государственного медицинского университета в социальной сети «ВКонтакте» http://vk.com/orthos.grsmu
В гостях у молодежного братства побывал иерей Владислав Ракутин, который поделился своим опытом работы с молодежью.
ПОЕЗДКА СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В СВЯТО-УСПЕНСКИЙ ЖИРОВИЧСКИЙ МОНАСТЫРЬ
21 марта 2015 г. состоялась поездка студентов медицинского университета и клирика прихода храма в честь Собора Всех Белорусских Святых г.Гродно, ответственного сотрудника миссионерско-катехизаторского отдела Гродненской епархии по взаимодействию с Гродненским государственным медицинским университетом, иерея Дмитрия Левчука в Свято-Успенский Жировичский мужской монастырь, а также в храм архангела Михаила д. Сынковичи.
Программа поездки была очень насыщенной. По дороге в Жировичи был просмотрен фильм «Форпост». В самом монастыре ребятам провели экскурсию, затем студенты посетили семинарию, где осмотрели учебные классы, библиотеку, семинарский храм. Пообедав в семинарской трапезной, студенты общались с семинаристами 5 курса. Беседа вызвала огромный интерес с обеих сторон: активно задавались вопросы, на которые давались интересные, компетентные ответы. Затем студенты посетили музей истории монастыря и семинарии, которую провел проректор семинарии А.В.Слесарев. Особый интерес вызвал рассказ об иконах и лампаде, которые в дар монастырю принес император России Александр III в память о чудесном спасении во время крушения поезда. А во время посещения святого источника Серафима Жировичского несколько человек набрались смелости окунуться.
На обратном пути группа заехала в Сынковичи, где находится храм оборонительного типа XV века. Клирик храм провел занимательную экскурсию, после которой студенты приложились к чудотворной иконе Божией Матери «Всецарица». На обратном пути в Гродно был просмотрен фильм «Регент».
Имея опыт организации паломнических поездок, хочется отметить, что компания собралась очень веселая, любознательная, и это создавало отличную дружественную атмосферу. А самые яркие впечатления оставила беседа с семинаристами, где все были общительны, не стеснялись задавать любые волнующие вопросы, вступать в дискуссии.
Екатерина Гурпа,
студентка 5 курса Гродненского государственного медицинского университета
Дорогие посетители сайта прихода в честь Собора Всех Белорусских Святых! Паломнические поездки от нашего храма осуществляются регулярно. Они разнообразны. Привлекательны для верующих. Совершаются часто по одним и тем же маршрутам. Но нам важны именно Ваши впечатления, которыми наполняются Ваша душа и сердце при посещении святых мест.
Предлагаем Вашему вниманию записки прихожанина нашего храма после его паломничества на Святую Землю, совершенную с 13 по 21 февраля.
Паломничество на Святую Землю
В былые времена паломничество было, в первую очередь, частью молитвенной жизни православного христианина. В Святую Землю путешественники приезжали порой на девять месяцев или даже на год. В наше время паломники приезжают сюда на неделю или чуть больше. Важнейшими местами для посещения являются Вифлеем, где родился Христос, Галилея, где Он провёл большую часть Своей земной жизни, Иерусалим, где Он умер и воскрес из мертвых. В Иудейской пустыни, находятся монастыри, где подвизались древние подвижники.
Моё паломничество началось с Собора Всех Белорусских Святых. Как это бывает в жизни, всё произошло не по моему хотению, но по воле Божией. Вылет самолёта был из города Минска в Тель-Авив – самый современный город Израиля. Если Иерусалим мы называем Святым градом, то Тель-Авив, по словам одного из жителей этого двухмиллионного города, это современный Вавилон. На красивом комфортабельном автобусе ночью из международного аэропорта Бен-Гурион мы доехали до Иерусалима, пересекли границу с Палестинской Автономией и расположились в трёхзвёздочной гостинице с символическим названием Paradise Hotel. Мне, как человеку крайне непритязательному к условиям проживания, понравилось всё. Вифлеем мы знаем, как город, в котором родился Иисус Христос, поэтому логически было бы в первую очередь отправиться в церковь Рождества Христова, что мы и сделали, проснувшись рано утром. Храм на реконструкции, но наличие лесов и строительных материалов не смогло скрыть его древности и ощущение святости места. Под алтарём находится пещера Рождества Христова, с которой связаны мои первые невыразимые ощущения. Ещё перед входом вниз, в пещеру, я увидел Вифлеемскую икону Божьей Матери, которая мне улыбалась. Почему-то именно этот образ Божьей Матери с младенцем Христом на руках укрепил мой дух и позволил найти силы для преодоления всех своих страхов и сомнений. В пещере с правой стороны расположен алтарь Рождества, а под престолом находится звезда с четырнадцатью лучами, где родился Христос. Приложившись к святыне, я испытал первое потрясение. Наконец-то пришло осознание того, где я нахожусь и куда приехал. Появилось огромное благоговение перед всеми святыми местами, где ходил, жил и проповедовал Христос, где жили апостолы и великие подвижники. Именно в те минуты сформировалось ощущение, что я приехал не по туристической путёвке, а в паломничество. Все последующие дни моего пребывания на Святой Земле были насыщены своеобразными чудесами. Например, я трижды видел радугу: проезжая мимо горы Фавор, где было Преображение Господне, проезжая вдоль берега Галилейского озера, в окрестностях которого жил, проповедовал и являл чудеса своим ученикам Христос, и в последний день паломничества в древнем городе Яффе, на берегу бушующего моря, когда солнце выглянуло на минуту из-за штормовых туч. Для кого-то это просто радуги, а для меня это была радость.
Неизгладимое впечатление произвёл на меня храм Гроба Господня, который многие называют более правильно – Храм Воскресения Господня. То чувство благодати и бесконечности останется со мной до конца жизни. Невозможно выразить то, что испытываешь на Голгофе пред распятием Христа, или когда прикладываешься к благоухающему Камню Помазания. Нет слов, чтобы описать состояние души, когда стоишь на коленях пред местом Его Воскресения.
Неизгладимое впечатление в моей душе оставили паломники, которые все эти 8 дней были со мной рядом. Именно там, на Святой Земле, лучше всего видно, как Бог действует в людях. Когда меня спросили, что я чувствую, после ночной службы и причастия Святых Христовых Тайн в храме Гроба Господня, я ответил, что ощущаю любовь к людям. Сначала все заулыбались, а потом задумались.
Задумаемся и мы: для чего мы живём, если не для любви к Богу и ближнему своему? Если не для этого, то жизнь наша пуста и бессмысленна.
Слава Богу!
Виталий Рыжков
СОБРАНИЕ СЕСТРИЧЕСТВА
У сестричества в честь «Веры, Надежды, Любови и матери их Софии» прихода храма Собора Всех Белорусских Святых стало доброй традицией собираться вместе для решения важных вопросов. Так, 4 марта состоялась очередная встреча, на которой говорилось о том, что очень скоро настанет череда праздников: Неделя Ваий, Светлое Христово Воскресение, день памяти мч. мл. Гавриила Белостокского – престольный праздник Нижнего храма, десятилетие освящения Нижнего храма. Все эти мероприятия требуют чёткой организации, которую и возьмут на себя сёстры.
Встреча началась с приветствия настоятеля храма, митрофорного протоиерея Анатолия Ненартовича. Батюшка сердечно поблагодарил собравшихся сестёр за труды, пожелав им сил и здоровья в предстоящих деланиях. Далее настоятель поделился планами на ближайший период, говоря о том, что предстоит сделать очень многое: храм построен, но настала острая необходимость благоустройства прилегающей территории, а также установка ограды. Все это требует не только материальных затрат, но и рабочих рук.
Сёстры активно обсуждали предстоящие работы. Многие внесли конкретные предложения по удешевлению работ, предлагая использовать помощь своих близких и прихожан храма. Звучали предложения провести благотворительные акции по сбору средств. Разговор шёл деловой, организованный.
Сёстры вспоминали, как всё начиналось, и с Божьей помощью один из красивейших храмов города встал на высоком берегу седого Немана. Осталось ещё немного, и он станет краше. Никто из присутствующих не сомневался, что так и будет.
Сёстры поблагодарили батюшку за участие в собрании и заверили его в том, что будет всё сделано для того, чтобы планы и задумки воплотились. Всё по силам тем, кто этого хочет и горячо молит Бога.
Мария Рожко
ЭКСКУРСИЯ В МУЗЕЙ «ХРИСТИАНСКИЕ ЦЕННОСТИ И НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ В СЕМЬЕ»
Просветительский клуб «ОБЩЕНИЕ» прихода храма в честь Собора Всех Белорусских Святых г. Гродно организовал для своих слушателей экскурсию в музей «Христианские ценности и народные традиции в семье», расположенный в СШ №38 в областном центре. Гостей радушно встретила руководитель музея Ходор С.Ю. В ходе часовой ознакомительной экскурсии многие скептически настроенные посетители убедились в необходимости и значимости такого проекта школьного музея, пробуждающего в детях интерес к нравственному учению Иисуса Христа. Экспозиции и экскурсионные программы музея ставят проблему христианских моральных ценностей и жизненных ориентаций в семье, а также выявляют христианскую самобытность белорусского общества.
ВСТРЕЧА С РУКОВОДСТВОМ ГРОДНЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
4 марта 2015 г. иерей Дмитрий Левчук, клирик прихода храма в честь Собора Всех Белорусских Святых, одновременно являющийся ответственным сотрудником миссионерско-катехизаторского отдела Гродненской епархии по взаимодействию с Гродненским государственным медицинским университетом, встретился с ректоратом вышеуказанного ВУЗа. Целью встречи было личное знакомство с руководством университета: ректором – Снежинским В.А. и проректором по учебно-воспитательной работе Богдановичем И.П. Священник выразил желание возобновления плодотворного сотрудничества с профессорско-преподавательским составом и студентами университета. Миссионерско-катехизаторский отдел Гродненской епархии предложил для учащейся молодежи ГрГМУ организовать:
• просветительскую программу «Диалог»,
• еженедельные встречи православного священника с заинтересованными студентами-христианами и всеми неравнодушными к христианской культурной традиции, морали, нравственности и духовности;
• совместными усилиями международную научную конференцию по биоэтике.
Ректор университета поддержал предложенные инициативы и обещал содействие всех структур ВУЗа в их реализации.
ВСТРЕЧА УЧАСТНИКОВ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО КЛУБА «ОБЩЕНИЕ»
1 марта 2015 г. в церковном доме прихода храма в честь Собора Всех Белорусских Святых г.Гродно состоялась очередная встреча участников просветительского клуба «Общение», одновременно являвшейся первой встречей в Великом посту. Было решено заменить цикл разбираемых тем и вопросов по литургической жизни Православной Церкви просмотром первой части документальной серии «Мир Библии» - «География, климат и сельское хозяйство Палестины».
Первоначально подготовленные для переводчиков Библии, эти фильмы теперь стали доступными для всех желающих. Зрители могут увидеть места, где разворачивались библейские события: от Ирана до Рима, от Египта до Турции. Рассказ о географии, климате, истории, религии, обычаях и традициях древнего Ближнего Востока проиллюстрирован картами, схемами, а также насыщен кадрами, снятыми в музеях различных стран.
Мир Библии, 7 частей
1 часть: "География, климат и сельское хозяйство Палестины"
2 часть: "От Авраама до Иисуса Навина"
3 часть: "От Иисуса Навина до Езекии"
4 часть: "От Езекии до Ирода"
5 часть: "Новый Завет. Евангелия"
6 часть: "Ранняя Церковь"
7 часть: "Религии древнего Ближнего Востока"
Фильм будет интересен и полезен всем, кто читает и изучает Библию.