Паломничество: ОПТИНА ПУСТЫНЬ-СЕРПУХОВ-МОСКВА
С 23 по 26 апреля 2015 года по благословению настоятеля прихода в честь Собора Всех Белорусских Святых г. Гродно митрофорного протоиерея Анатолия Ненартовича состоялась паломническая поездка для верующих по маршруту: ОПТИНА ПУСТЫНЬ-СЕРПУХОВ-МОСКВА.
Перед отправлением паломников клириком храма Собора Всех Белорусских Святых иереем Павлом Терешковым был отслужен молебен о путешествующих.
24 апреля утром паломники прибыли в Свято-Введенскую Оптину пустынь – это один из древнейших монастырей России, расположенный на берегу реки Жиздры, недалеко от города Козельска. Духовный расцвет Оптиной пустыни связан с именами ее великих старцев: преподобных Льва, Макария, Моисея, Антония, Амвросия, а также их последователей. После заселения в гостиницу и общей трапезы была проведена обзорная экскурсия по монастырю. Вечером того же дня паломники присутствовали на вечернем богослужении, за которым все желающие исповедовались.
25 апреля после Божественной Литургии паломники отправились в Серпуховской Высоцкий мужской монастырь – древнюю обитель, расположенную на красивой возвышенности на берегу реки Нары. Именно здесь находится знаменитый образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша», который так почитают сегодня в России, и которому молятся об исцелении людей, страждущих от пьянства и наркомании. Многие с надеждой молитвенно притекают к этому образу и по вере своей получают исцеление. После экскурсии паломники молились на вечернем богослужении, а на следующий день рано утром направилась в Москву, где посетили Покровский Ставропигиальный женский монастырь, в котором пребывают мощи святой блаженной старицы Матроны Московской, глубоко почитаемой в народе. Святая Матрона молится пред Господом за всех, кто приходит к ней со своими скорбями и молитвами.
Дорога домой была намного короче и быстрее. Каждый вез с собой частичку радости и благодати от посещения святых мест.
«Пасху радостно встречаем…»
19 апреля, в Неделю Антипасхи, в Нижнем храме в честь святого мученика младенца Гавриила Белостокского прошёл пасхальный праздник «Пасху радостно встречаем…», который организовали педагоги и учащиеся Воскресной Школы прихода храма в честь Собора Всех Белорусских Святых.
В основу праздника лёг сюжет «новой» сказки. Как известно, сказка – это вид устного народного творчества, который любят как дети, так и взрослые. Характерной особенностью сказок является волшебство, в результате которого происходят различные чудеса. Благодаря этому в сказках всегда побеждает добро, а все герои живут «долго и счастливо». Именно поэтому мы так тянемся к сказкам, мечтаем, чтобы они стали явью, хотя прекрасно видим, что в повседневной жизни далеко не всегда торжествует добро и всё заканчивается счастливым финалом. Но этот порыв нашей души заставляет нас задуматься, почему добро не всегда побеждает и в чём заключается счастливый финал, ведь понятие «счастье» у всех разное? Очень простой ответ на этот сложный вопрос можно найти в Предании Церкви. Святые отцы утверждают, что для верующего человека истинное счастье – это встреча с Богом. На пути к этой встрече Господь дарует каждому человеку множество чудес, которые мы из-за своей греховности часто либо просто не замечаем, либо приписываем себе, как своё достижение. Светлый праздник Пасхи помогает нам понять смысл величайшего чуда, которое Господь сотворил для каждого из нас – чудо Воскресения.
В ярких костюмах учащиеся Воскресной Школы в своей постановке постарались показать зрителям, что Господь всегда слышит искреннюю молитву, и никогда не оставляет нуждающихся без помощи. В финале сказки Красная Шапочка смогла благополучно добраться до храма со своими новыми друзьями и освятить пасху. Горячая молитва была услышана, и Деревянный Дровосек обрёл трепетное сердце, Страшила заговорил по-гречески, Трусливый Лев стал смелым, а Волк со всеми подружился.
Задорные, радостные песни детского ансамбля, улыбки на лицах детей, интонации торжества и ликования в стихах, славящих Господа, непосредственные эмоции детишек создали праздничную атмосферу.
В завершении праздника с поздравительным словом ко всем присутствующим обратился настоятель храма прихода храма Собора Всех Белорусских Святых митрофорный протоиерей Анатолий Ненартович. Он отметил, что лучше детей никто не может передать радость Воскресения Христова. Детские эмоции помогают взрослым отвлечься от проблем и не просто осознать смысл праздника Пасхи, а осознать радость этого события и поделиться этой радостью со всеми окружающими. Настоятель пожелал всем как можно дольше сохранить в своих сердцах пасхальную радость.
Директор Воскресной Школы
Бенаш С.П.
Поздравление с Пасхой детей из детского дома
19 апреля 2015 года братство в честь прпмч. Серафима Жировицкого прихода храма в честь Собора Всех Белорусских Святых во главе с иереем Ильей Гапановичем поздравили с праздником Пасхи детей из детского дома.
После вступительного слова священника юным зрителям был представлен спектакль «Вредная принцесса». В этой театрализованной постановке на примере своенравной и капризной принцессы актеры показали, как раздача милостыни нищим и убогим может преображать душу даже очень своевольного человека. А потешные скоморохи танцами и игрой на балалайках внесли в спектакль веселые нотки и позабавили детей. Яркие, красочные костюмы, прекрасно подобранная музыка дополняли интересную игру актеров и создавали по-настоящему сказочную атмосферу на сцене.
По завершении театрализованной постановки детям вручили подарки с развивающими играми, а также сладости и фрукты. Радостные и счастливые детские лица свидетельствовали о том, что праздник удался.
Ирина Изох
Радоница ― день особого поминовения усопших
Во вторник второй недели по Пасхе (в этом году ― 21 апреля), которая называется Неделей Фомы, Православная Церковь отмечает Радоницу (или Радуницу) ― день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи.
По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности.
Этимологически слово «радоница» восходит к словам «род» и «радость», причем особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников ― сразу после Светлой пасхальной недели ― как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь ― жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и Воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших».
Именно на Радоницу существует обычай празднования Пасхи на могилах усопших, куда приносятся крашеные яйца и другие пасхальные яства, где совершается поминальная трапеза и часть приготовленного отдается нищей братии на помин души. Это реальное, живое, бытовое общение с усопшими отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога, Который «не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22, 32).
Распространившийся же в настоящее время обычай посещать кладбища в самый день Пасхи противоречит древнейшим установлениям Церкви: вплоть до девятого дня после Пасхи поминовение усопших никогда не совершается. Если человек умирает на Пасху, то его хоронят по особому пасхальному чину. Пасха ― время особой и исключительной радости, праздник победы над смертью и над всякой скорбью и печалью.
Как поминают усопших в Дни Пасхи
Многие в праздник Пасхи посещают кладбище, где находятся могилы их близких. К сожалению, в некоторых семьях существует кощунственный обычай сопровождать эти посещения могил своих родных диким пьяным разгулом. Но даже те, кто и не делает так, часто не знают, когда в Пасхальные дни можно и нужно поминать усопших.
Первое поминовение усопших совершается на второй седмице, после Фомина воскресенья, во вторник.
Основание для этого поминовения служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад, соединяемое с Фоминым Воскресением, а с другой ― разрешение Церковного Устава творить обычное поминовение усопших, начиная с Фомина понедельника. По этому разрешению верующие приходят на могилы своих ближних с радостной вестью о Воскресении Христовом, отсюда и сам день поминовения называется Радоницей.
Как вести себя на кладбище
Придя на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию (это слово в буквальном смысле означает усиленное моление. Для совершения чина литии при поминовении усопших надо пригласить священника. По желанию можно прочитать акафист об упокоении усопших.
Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного. Не нужно есть или пить на кладбище, особенно недопустимо лить водку на могильный холм ― этим оскорбляется память мертвого. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и категорически не должен соблюдаться в православных семьях.
Не надо оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голодному.
Как относиться к могиле православного христианина
Кладбища ― это священные места, где покоятся тела умерших до будущего воскресения. Даже по законам языческих государств усыпальницы считали священными и неприкосновенными.
Из глубокой дохристианской древности идет обычай отмечать место погребения устройством над ним холма. Переняв этот обычай, христианская Церковь украшает могильный холм победным знамением нашего спасения ― Святым Животворящим Крестом, начертанным на надгробной плите или поставленным над надгробием.
Мы называем наших покойных усопшими, а не умершими, потому что в определенное время они встанут из гроба.
Могила ― это место будущего воскресения, и поэтому необходимо соблюдать ее в чистоте и порядке.
Крест на могиле православного христианина ― молчаливый проповедник блаженного бессмертия и воскресения. Водруженный в землю и возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело умершего находится здесь, в земле, а душа ― на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни вечной в Царстве Божием.
Крест на могиле ставят у ног покойного так, чтобы Распятие было обращено к лицу покойного. Надо особо следить, чтобы крест на могиле не покосился, был всегда окрашен, чист и ухожен. Простой скромный крест из металла или дерева более приличествует могиле православного христианина, нежели дорогие монументы и надгробия из гранита и мрамора.
Как правильно поминать усопших
«Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц ― нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага», ― пишет святитель Иоанн Златоуст.
Молитва за усопших ― это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной. По большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике ― все это дань традициям, пусть и благочестивым. Но вечно живая душа почившего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога. Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего ― долг всякого православного христианина.
Особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви.
Прежде чем посетить кладбище, кому-либо из родственников следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами). После Литургии нужно отслужить панихиду. Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой.
По материалам Екатеринбургской православной газеты
Господь мой и Бог мой!
Вчера завершилась Светлая седмица, закрылись врата иконостаса и нам раздавали артос. Но празднование Воскресения Христова не закончилось: чествование этого величайшего в мировой истории события продолжается, хотя и с меньшей торжественностью, еще 32 дня, т. е. до праздника Вознесения Господня. Каждая неделя от Пасхи до Пятидесятницы (Дня Святой Троицы) посвящена воспоминанию определенного события евангельской и древнехристианской истории, – события, которое и сообщает этой неделе особое наименование в церковном календаре. Размышляя над их содержанием, мы глубже осознаем весь противоречивый и трагический смысл тех далеких лет, дней и часов, – верность и сомнение, любовь и ненависть, умудренность и простодушие. Эти темы вечны, как вечен трагизм человеческого бытия, преодолеваемый, – по слову апостола Павла, – "только верой".
Светлая седмица заканчивается Фоминым воскресением, являющимся как бы повторением самого Пасхального дня, отчего оно и названо еще Антипасхой. На русский язык название праздника переводится как: Воскресение подобное Пасхе, или осязание святого, славного апостола Фомы. Своим явлением апостолу Фоме, воскресший Господь уверяет, что Он имел по Воскресении не мнимую, призрачную плоть, а действительно пречистую, которую воспринял от утробы Пресвятой Богородицы, с которою был пригвожден ко кресту и на которой остались от того, даже по Воскресении, язвы.
Услышав слово Антипасха, некоторые начинают думать, что речь идет о чем-то нехорошем. Название Антипасха означает не противопоставление Пасхе, а обновление памяти о Воскресении Христовом, особенно ради апостола Фомы, который не присутствовал в событиях Воскресения Спасителя и не верил в это, то именно ему и были явлены доказательства Воскресения.
На Литургии читается Евангелие от Иоанна (20 глава). Первую часть этого чтения мы уже слышали во время Пасхальной вечерни, и в нем прозвучали слова недоверия и сомнения. Сегодня они еще раз повторяются, а затем следует на них «ответ» и укоризненные слова Иисуса Христа апостолу Фоме: «Ты поверил потому, что Меня увидел? Блаженны (счастливы) не видевшие и поверившие!»
Разумеется, эти слова обращены не только к апостолу, но и ко всем нам. Они напоминают, что настоящая вера обладает духовным зрением, проникающим через завесу видимого и осязаемого.
В Древней Церкви было принято, чтобы люди, крестившиеся в Великую Субботу, в Фомино воскресенье снимали с себя всенародно ту белую одежду (символ духовного рождения и чистоты), которую они носили всю Светлую седмицу, и отдавали на хранение в церковную ризницу. Поэтому и сам этот день назывался «Воскресеньем в белых (одеждах)», «Новым Воскресеньем», – в знак того, что праздник новокрещенных завершается, и начинается их новая и многотрудная жизнь в христианском звании.
На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и, свидетельствуя о том, что был с учениками все время по воскресении, не стал ждать вопросов Фомы, показав ему Свои раны, ответив на его невысказанную просьбу. В Евангелии не говорится, осязал ли действительно Фома язвы Господа, но так вера возгорелась в нем ярким пламенем, и он воскликнул: «Господь мой и Бог мой!». Этими словами Фома исповедал не только веру в Воскресение Христово, но и веру в Его Божество.
По Церковному Преданию, святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии, запечатлев проповедь Евангелия мученической смертью. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) он был заключен в темницу, претерпел пытки и, наконец, пронзенный пятью копьями, отошел ко Господу.
Начиная с Фоминого воскресенья в Православной Церкви после длительного великопостного перерыва возобновляется совершение таинства венчания. На Руси именно на этот день, Красную горку, приходилось больше всего свадеб, устраивались гуляния, сватовства.
АКСИОС!
Высокопреосвященнейший Артемий, Архиепископ Гродненский и Волковысский, к празднику Святой Пасхи наградил клириков храма в честь Собора Всех Белорусских Святых иерея Дмитрия Левчука и иерея Илью Гапановича правом ношения камилавки!
Аксиос!
СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ - 2015. ФОТОРЕПОРТАЖ.
ПАСХАЛЬНАЕ ВІНШАВАННЕ АРХІЕПІСКАПА ГРОДЗЕНСКАГА І ВАЎКАВЫСКАГА АРЦЕМІЯ
Хрыстос Уваскрэс!
Пасха Хрыстова – гэта свята дзівоснай перамогі над смерцю і цялеснай, і духоўнай. Смерць на зямлі цяпер не страшная для нас. Царква сцвярджае, што ў смерці мы сустракаем Хрыста, што Ён смерць ператварыў у сустрэчу з Сабой, у пярэдадзень уваскрашэння.
Таму не баімся больш мы, вернікі, хрысціяне, нікога, хто можа пазбавіць нас зямнога жыцця, – нам у Хрысце належыць жыццё вечнае.
Тым, хто падае духам і пакутуе пад прыгнётам розных нягод і нястачаў, неабходна вызваліцца ад роспачы і знайсці ў сабе новыя сілы для нясення дадзенага Богам жыццёвага крыжа.
Цуд Уваскрасення Хрыста не застаўся ў мінулым. Ён здзяйсняецца кожны раз у царкоўных богаслужэннях, калі пад выглядам хлеба і віна ў Таінстве Святой Еўхарыстыі мы прычашчаемся сапраўдных Цела і Крыві нашага Збавіцеля, уваскрасаючы душой разам з Ім. Таму ад кожнага з нас залежыць, ці стане збавіцельнае Уваскрасенне Хрыстова з’явай нашага ўнутранага жыцця, ці яно застанецца для нас толькі далёкай гістарычнай падзеяй.
Светлая радасць Уваскрасення Хрыстова спалучаецца сёння з цвёрдым спадзяваннем на перамогу праўды і святла ў нашым жыцці.
Таму і няма месца тужлівай безнадзейнасці і адчаю ў душы хрысціянскай. Што б ні здаралася ў свеце, не бойцеся нічога! Мы жывем там, дзе Хрыстос, Які ўваскрэс з мёртвых. Мы не сіроты ў гэтым свеце. З намі Айцец Нябесны!
У светлы дзень Пасхі Гасподняй малітоўна жадаю ўсім вам найвялікшай радасці – узаемнай любві і яднання ў Хрысце. З Пасхай Гасподняй!
Сапраўды ўваскрэс Хрыстос!
ПАСХАЛЬНАЕ ВІНШАВАННЕ НАСТАЯЦЕЛЯ ХРАМА
Ў ГОНАР САБОРА УСІХ БЕЛАРУСКІХ СВЯТЫХ
МІТРАФОРНАГА ПРОТАІЕРЭЯ АНАТОЛІЯ НЕНАРТОВІЧА
ВЕЛИКАЯ СУББОТА. ОСВЯЩЕНИЕ ПАСХАЛЬНЫХ КУЛИЧЕЙ И ЯИЦ
Чин Погребения. Фоторепортаж.
Великий Пяток. Вынос Плащаницы.Фоторепортаж.
ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ - ФОТОРЕПОРТАЖ
ПОДГОТОВКА ВЕРБ К ОСВЯЩЕНИЮ
1 апреля, на седмице Ваий, в приходском доме прихода храма в честь Собора Всех Белорусских Святых собрались представители сестричества в честь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Причиной стала подготовка к празднику Входа Господня в Иерусалим. По сложившейся традиции сёстры украшали ветки вербы, которые будут освящаться в день праздника. Каждый год благодаря их стараниям и трудам прихожане имеют возможность приобрести для освящения веточки вербы на территории храма, чем вносят свою лепту в пожертвования приходу.
В ходе встречи сёстры с радостью и особой теплотой делились своими воспоминаниями о том, как учились вязать бантики, комбинировать их, как лучше связать веточки… Добрыми словами вспомнили и тех, кого уже нет вместе с нами в земной жизни. Следует отметить, что встреча эта была полезна для людей более молодого поколения, для тех, кто позже присоединился к общине, так как они имели возможность послушать очевидцев тех непростых времён, когда возводились стены храма, устанавливались купола. Очевиден стал тот факт, что трудности и стремление к Богу сплотили людей, закалили характер, помогли завершить богоугодное дело.
Время пролетело незаметно, и никто не мог поверить в то, что пришла пора расставаться. У всех было впечатление, что они только что пришли, но результат работы – наполненные вербой вёдра, говорил о том, что все усердно потрудились во славу Божью.
Выстава “Сонца Вялікадня”
1 красавіка ў будынку УК “Гродзенскі дзяржаўны музей гісторыі рэлігіі” адбылося адкрыццё выставы “Сонца Вялікадня”. У адкрыцці прымаў удзел клірык прыхода храма ў гонар Собра Усіх Беларускіх Святых іярэй Дзмітрый Ляўчук.
Удзелнікі выставы даведаліся аб гісторыі свята, аб тым, калі і як яго пачалі святкаваць на Беларусі, а самае галоўнае – аб яго значэнні для кожнага веруючага чалавека. Супрацоўнікі музея асабліва падкрэслілі думку аб тым, што хрысціяне вераць у тое, што сваёй смерцю на крыжы і сваім змёртвыхпаўстаннем Гасподзь Ісус Хрыстос выратаваў усіх вернікаў ад рабства д’яблу і ад вечнай смерці.
У межах адкрыця выставы прагучаў расказ аб тым, як сустракалі Хрыста перад жудаснымі падзеямі, як прайшлі апошнія дні Яго зямнога жыцця, як Ісус памёр на крыжы, хто здымаў Яго цела, як адбылося пахаванне і якім чынам жанчыны ад анёла даведаліся аб тым, што Хрыстос уваскрос у адпаведнасці з Евангеллем.
На выстаўцы свята Вялікадня адлюстравана рознымі відамі мастацтваў: абразамі, вышыўкай, гравюрамі, барэльефам. Галоўнае месца займаюць абразы “Сашэсце ў пекла – Уваскрэсенне”, “Уваскрэсенне”.
Сашэсце Ісуса Хрыста ў пекла ў евангелістаў прама не апісваецца, існуюць толькі асобныя ўзгадванні аб Яго знаходжанні там. Уваскрэсенне Хрыстова, згодна з Пісаннем, не назіраў ніхто, у сувязі з гэтым абразы Уваскрэсенне – Сашэсце ў пекла належаць да сімвалічных выяў.
Выступаючыя надалі вялікую ўвагу таму, што Божай славе Уваскрэслага Госпада адпавядае і асаблівая ўрачыстасць богаслужэння. З апостальскіх часоў царква праводзіць Пасхальнае набажэнства ўночы. Апоўначы пачынаецца Хрэсны ход, які суправаджаеца харугвамі, абразамі і сумным спевам. Пасля Хрэснага ходу ўся цемра ўзрушваецца моцным усклікам святара: “Хрыстос Уваскрэс”, – і пачынаецца святочнае спяванне хора, якое адлюстроўвае ўсю ўрачыстасць падзеі.
Удзельнікі выставы мелі магчымасць пазнаёміцца і з велікоднымі традыцыямі. Гэта і фарбаванне яек, і выпяканне пірага, і велікодныя гульні, і віншаванне адзін аднаго святочнымі паштоўкамі. З гэтай нагоды былі прадстаўлены бабачнік для пасхальнага пірага, форма для тварожнай пасхі, пісанкі, драпанкі, жолаб для катання яек, паштоўкі.
Напрыканцы сустрэчы да яе ўдзельнікаў звярнуўся святар Дзмітрый Ляўчук, які сардэчна павітаў усіх з адкрыццём такой значнай для хрысціян выставы, і выказаў падзяку супрацоўнікам музея за яе арганізацыю. У сваім звароце да ўсіх прысутных айцец Дзмітрый падкрэсліў, наколькі важна данесці сутнасць свята Вялікадня да падрастаючага пакалення і моладзі. Гэта магчыма здзейсніць толькі тады, калі бацькі будуць прымаць актыўны ўдзел у гэтай справе. Нажаль, вялікая колькасць дарослых людзей, якія маюць ужо сваіх дзяцей, не ведае сутнасці гэтага галоўнага для хрысціян свята. У найлепшым выпадку частка грамадства выконвае толькі некаторыя традыцыі і нават не разбіраецца, што яны азначаюць. Агульнымі намаганнямі трэба пастарацца вырашыць гэтую праблему, у тым ліку дзякуючы і такой выставе.
Святар прапануе ўсім вернікам і тым, хто неабыякава ставіцца да сваёй гісторыі, наведаць выставу “Сонца Вялікадня”, якая будзе працаваць у музеі да сярэдзіны мая.