10 ноября 2015 года в ГУО «Гродненский государственный медицинский университет», в рамках сотрудничества Гродненской епархии Белорусской Православной Церкви с ГрГМУ, настоятель Свято-Покровского собора г.Гродно протоиерей Георгий Рой провел лекцию для студентов медико-диагностического факультета на тему «Православная биоэтика».
Клирик прихода храма в честь Собора Всех Белорусских Святых иерей Дмитрий Левчук, один из кураторов сектора по взаимодействию с высшими учебными заведениями миссионерско-катехизаторского отдела Гродненской епархии, поприветствовал студентов и предоставил слово лектору.
В последние годы в таких сферах, как медицина и биология произошел стремительный прогресс. О научных открытиях и достижениях биотехнологии становится известным с такой скоростью, что даже ученым и специалистам трудно полностью охватить развитие событий. Расшифровка генома человека, клонирование высших млекопитающих, методы вспомогательной репродукции и исследование стволовых клеток - всего лишь несколько примеров успехов науки, которые, как полагают, постепенно открывают тайны жизни и могут позволить применение ряда новаторских методик лечения, до недавнего времени казавшихся для нас недостижимыми. Сегодня эти успехи пробудили у людей энтузиазм, создали ошибочное впечатление, что теперь мы контролируем жизнь.
Биоэтику следует понимать не только, как область знаний, но и как формирующийся социальный институт современного общества. В основу морали полагались различные начала: религиозная санкция, эгоизм, христианская мораль, утилитаризм, индивидуализм Ницше.
Правильное видение поставленной проблемы открывается нам в Священном Писании, в творениях святых отцов и учителей Церкви, в трудах богословов, как прошлых веков, так и современных. Вопросы биоэтики были вопросами русской философии. Для нее характерно осознание ценности жизни, наполненной духовным смыслом.
Общие характерные черты всех рассмотренных проблем биоэтики следующие:
1. В своих суждениях Православная Церковь стоит на твёрдом основании Священного Писания и святоотеческого учения по вопросам Нравственного богословия.
2. В суждениях учитываются положительные стороны достижений современной медицины, направленные во благо человека.
3. Церковь отмечает крайнее развращение современного общества, как следствие духовно-нравственного упадка, следствием чего и является совокупность рассмотренных порочных явлений. Мы видим, что сложившаяся система взглядов часто нравственно оказывается ниже языческих представлений, преодолённых в христианстве.
4. Церковь не отделяет Себя от общества, но направляет свою благословляющую руку с целью уврачевать те болезни, которыми оно больно.
5. Оздоровление общества возможно только на пути покаяния, через духовно-нравственное воспитание на примерах Господа, чистоты Пресвятой Богородицы и святых Божьих угодников. Никакие научные достижения не решат проблему болезни и сокращения продолжительности жизни, так как причина последних, не в низком уровне прогресса, а в духовной деградации. Наука не угонится за темпами растления современного человека. Об этом наглядно свидетельствует сокращение сроков жизни.
6. Только при условии обращения к Церкви с помощью Божией благодати возможен выход из страшного нравственно-социального кризиса.
Православная Церковь не призывает к забвению знаний, к отказу от лечения и облегчения страданий, на основе страхов и своих толкований Божественного Откровения и Божественного Плана. Наоборот, она приветствует познание Бога через узнавание мира и человека – Его творения.
Но в то же время Церковь напоминает, что мы должны быть ответственны в выборах своей свободной воли, не должны беззаботно принимать всё, что предлагает нам современность, не должны расслабляться, доверяясь посылам «приятного для глаз и вожделенного» (Быт. 3:6), рая на Земле, вечной жизни и обладания сверхъестественными способностями. Поэтому биоэтика как дисциплина, рассуждающая о выборе невиданных дотоле биологических возможностей, не просто необходима к изучению и осмыслению, но и неизбежна для современных православных, живущих в мире, столь легко поддающемся искушению величием и всевластием над природой.
Аудио-версия лекции доступна в группе ВКонтакте «Православный ГрГМУ».
Иерей Дмитрий Левчук