«Плакася Адам пред Раем сидя: Раю, мой Раю...»

13 марта 2016 года, в Неделю сыропустную, Церковь вспоминает изгнание Адама из Рая. Раннюю Божественную литургию в храме в честь мч. мл. Гавриила служил иерей Дмитрий Левчук; позднюю, в храме в честь Собора Всех Белорусских Святых – иерей Илья Гапанович. В этот день за богослужением читается отрывок из Евангелия от Матфея (17 зач., 6, 14-21).

«Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». Почему накануне Великого поста Господь говорит об этом? Подлинное прощение невозможно без исповедания полноты веры, и подлинное прощение невозможно без жизни по вере, без отвержения всякой лжи и всякого зла. Т.е., прощение невозможно там, где нет признания греха, и прощение невозможно, если оно не исходит от Бога.

Мы живем в мире, где все делается, чтобы отменить в массовом сознании само понятие греха, отменяя заповедь Божию и нравственный закон. Чем углубленней человек живет духовной жизнью, тем больше он узнает, как страшен грех, тем сильнее нуждается он в прощении от Бога и от другого человека. И тем легче способен он сам простить.

Страшнее всего равнодушие, делание вида, что все в порядке («нечего особенно прощать»), желание не видеть человека, оставить его и забыть о нем; думать, что простил, отвернувшись от человека, затворив от него сердце. Но горечь, которая остается, может вырасти в ненависть.

Драгоценней всего – сделать первым шаг к другому. Ведь прощение – чудо, которое творится Богом из ничего. Прощение нельзя создать. Его получают сверх меры, сверх ожидаемого. Прощение – благодать. Здесь точка нашего личного соприкосновения с Богом. Потому наше примирение друг с другом утверждается в Таинстве исповеди – Таинстве покаяния, и оно должно быть особенно глубоким Великим постом. Только даром Божиим, Его благодатью и нашим участием в этом даре – трудом сорокадневного поста – мы можем научиться дару прощения.