Первое воскресенье после Пасхи в церковном календаре носит название Антипасхи, что означает «вместо Пасхи», но это не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, его повторение. В этот день Церковь вспоминает чудо уверения апостолы Фомы, чему и посвящены строки сегодняшнего евангельского чтения (Евангелие от Иоанна, глава 20, ст. 19-31).
Вечером того же самого дня, когда ушел Фома, а остальные апостолы, опасаясь преследований со стороны врагов Господа, заперли двери, вдруг пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!. Для уверения учеников в том, что это именно Он, Господь показал им руки и ноги и ребра Свои, дабы они могли убедиться, что это Он Сам, а не дух или призрак Его.
Евангелист Иоанн отмечает, что при первом явлении Господа всем ученикам среди них не было апостола Фомы. И вот, встретив других учеников и услышав от них известие о том, что они видели Господа, Фома заявил: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.
Святитель Иоанн Златоуст отмечает, что через неделю Господь снова является апостолам, среди которых на этот раз был и Фома, «для того, чтобы Фома, внимая в течение этого времени убеждениям учеников и слыша одно и то же, воспламенился бо́льшим желанием и сделался более твердым в вере на будущее время». Одно только знание Господом сомнений Фомы настолько поразило апостола, что он, исповедуя веру в Воскресение Христово и в Божество Спасителя, воскликнул: Господь мой и Бог мой!.
Однако эта вера все же имела своим основанием чувственное удостоверение, а потому Господь в назидание Фоме, другим апостолам и всем людям на будущие времена открывает высший путь к вере: блаженны невидевшие и уверовавшие.