Во вторник Фоминой недели Церковь совершает особое пасхальное поминовение усопших православных христиан. Этимологически слово «радоница» восходит к словам «род» и «радость», причем особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников – сразу после Светлой недели – как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь – жизнь вечную.
Поминовение усопших после Пасхи совершалось с глубокой древности. Святой Амвросий Медиоланский в одном из своих слов говорит: “Достойно и праведно есть, братия, после торжества Пасхи, которое мы праздновали, разделить радость нашу со святыми мучениками, и им, как участникам страданий Господа, возвестить славу воскресения Господня”. Эти слова св. Амвросия, хотя относятся к мученикам, но они могут быть доказательством нашего обычая совершать память усопших после Пасхи во вторник Фоминой недели, потому что начало торжественного поминовения в вере скончавшихся положено в новозаветной Церкви благочестивым обычаем совершать память мучеников, а среди мучеников погребали в древности и прочих умерших.
Поминовение усопших в этот день совершается не только в церкви, но и на кладбищах, куда верующие вместе с молитвой приносят близким усопшим радостную весть о Воскресении Христовом, предвозвещающем общее воскресение умерших и жизнь «в невечернем дни Царствия Христова».
«Воскресение мертвых совершится непреложно, как непреложно восходит солнце над землею и земнородными, как непреложно после зимы приходит весна, а после весны – лето плодоносное, как верно, что Христос воскрес из мертвых».
Св. прав. Иоанн Кронштадский