Во 2-ю Неделю по Пятидесятнице читается Евангелие от Матфея (глава 4, ст. 18-23). Строки сегодняшнего евангельского чтения повествуют о призвании Господом первых учеников. В центре Галилеи располагалось Галилейское озеро. Оно изобиловало рыбой, а потому рыболовство было одним из главных занятий местных жителей. Этим делом и занимались Петр и Андрей, Иаков и Иоанн, когда их увидел Спаситель.
Петр, Андрей и Иоанн были учениками Иоанна Крестителя и однажды по его указанию пошли за Иисусом Христом: они хотели быть рядом с Ним, слушать Его. Но их избрание на апостольство произошло чуть позже, и в этом был свой смысл. По Божественному Промыслу необходимо было, чтобы они стали свидетелями жизни Христа, Его учения и чудес до самого Его вознесения на небо. А потому Господь призвал их именно в тот момент, когда они были внутренне к этому готовы. Спаситель, обращаясь к Петру и его брату Андрею, говорит: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков (Мф. 4, 19), то есть проповедниками учения, которое будет уловлять людей и привлекать их ко Христу.
Услышав призыв Христа, Петр и Андрей тотчас, оставив сети, последовали за Ним (Мф. 4, 20). Святитель Иоанн Златоуст замечает: «Посмотрите же, какова их вера и послушание. Они заняты были своим делом […] но, как скоро услышали призыв Спасителя, не замедлили, не отложили до другого времени, не сказали: “сходим домой и посоветуемся с родственниками”; но, оставив все, последовали за Ним [...] Христос желает от нас такого послушания, чтобы мы ни на малейшее время не откладывали, хотя бы того требовала самая крайняя необходимость».
Идя далее, Господь увидел других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их (Мф. 4, 21). Иаков Зеведеев, сын Зеведея и Саломии, был братом евангелиста Иоанна Богослова. Сам же Иоанн был призван раньше вместе с Андреем. Им не на что было купить новые сети, а потому они чинили старые, изорванные сети, в такой бедности жили Иаков и Иоанн, питаясь от праведных трудов своих и, будучи связаны союзом братской любви, не покидали отца и служили ему, как любящие дети. Услышав же призыв Христа, братья тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним (Мф. 4, 22).
Как мы видим, ученики Христа до встречи с Ним вели размеренную, обычную для того времени жизнь. Но в один момент для них все изменилось: Бог избрал их как послов Своего Небесного Царства в земном мире.
Нам же следует помнить, что Господь не избирает сильных мира сего для продолжения проповеди Евангелия. Он останавливает Свой выбор на рыбаках, простых и бедных людях, наставляя их примером собственной жизни, посредством проявления любви и милосердия, как и каждого из нас. Ведь и мы призваны быть благовестниками Евангелия Царства Божьего, и не только словами, но и примером всей своей жизни и дел.