27 ноября, в последний день перед началом Рождественского (Филиппова) поста, Святой Церковью читается Евангелие от Луки (глава 10, ст. 25–37). При беседе Спасителя с учениками присутствовали и посторонние лица, среди которых был один законник, желавший искусить Христа, побудить Его сказать что-либо в осуждение закона Моисеева и затем, конечно, выступить против Него с обвинением. Желая уловить Господа в Его слове, законник спросил: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? (Лк. 10, 25).
Спаситель, заставляя лукавого человека самого ответить на этот вопрос, говорит: в законе что написано? как читаешь? (Лк. 10, 26). Указывая законнику на требования закона, Господь хотел тем заставить его глубже вникнуть в силу и значение этих требований и понять, как далеко законник стоит от их исполнения. Законник дословно повторил заповедь о любви к Богу и ближним, содержащуюся во Второзаконии (Вт. 6, 5) и в Книге Левит (Лев. 19, 18).
Б. Гладков замечает: «В то время вопрос о ближнем решался законниками различно: основываясь на букве закона, изложенного в книге Левит (Лев. 19, 18), законники исключали из числа ближних всех неевреев; но некоторые из них считали своими ближними только таких же праведников, какими признавали себя, всех же прочих евреев называли грешниками, гнушались ими, презирали их и поэтому не причисляли их к своим ближним».
Любя только таких ближних и желая показать, что если он и не исполняет требований закона как должно, то только по причине неопределенности этих требований, законник спрашивает Господа: а кто мой ближний? (Лк. 10, 29).
В ответ Христос рассказывает притчу о человеке, который попался разбойникам. Мимо этого иудея, едва живого, раздетого, израненного, прошли священник и левит. Служитель Божий даже не остановился, увидев несчастного, и прошел мимо. Левит же подошел к нему из праздного любопытства, посмотрел на него и также пошел своей дорогой.
Проезжавший той дорогой самарянин увидел израненного, умирающего иудея и, понимая, что для жалости, сострадания и милосердия нет различия между людьми и в этом отношении все являются ближними, оказал ему такую помощь, какую вправе были бы ожидать от него лишь самые близкие родственники: он перевязал ему раны, возливая масло и вино ( Лк. 10, 34), а затем, посадив несчастного на своего осла, отвез его в ближайшую гостиницу. Ухаживая за больным в гостинице и уезжая на время, самарянин поручил его попечению содержателя гостиницы, приняв все расходы на свой счет.
Архиепископ Аверкий (Таушев) поясняет: «Законник спрашивал: кто мой ближний, как бы опасаясь возлюбить людей, которых он не должен любить. Господь же поучает его, что он должен сам сделаться ближним тому, кто в нем нуждается, а не спрашивать, ближний он ему или нет: не на людей должно смотреть, а на свое собственное сердце, чтобы не было в нем холодности жреца и левита, а было милосердие Самарянина».
Нам же очень важно осознавать, что без любви к Богу невозможно спасение. Человек, поистине любящий Бога, будет видеть образ Божий в каждом человеке, с которым нас сводит жизнь, будем видеть Христа, нашего Спасителя и Бога человеке, будет стремиться к деятельному служению своему ближнему. Любовь к людям мы сможем явить на деле, если в каждом человеке, с которым нас сводит жизнь, будем видеть Христа, нашего Спасителя и Бога.