19 января Святая Церковь празднует Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, именуя этот праздник Богоявлением, так как в событии этом явила Себя людям вся Святая Троица: Бог Отец – голосом с неба, Бог Сын – крещением от Иоанна в Иордане, Бог Дух Святой – сошествием на Иисуса Христа в виде голубя.
Предтеча Господень Иоанн и Спаситель были сродниками по плоти. Но именно в момент пришествия на Иордан Иоанн Креститель открывает в Иисусе ожидаемого Мессию. Он знает, что Христос будет особым человеком, избранным и безгрешным, поэтому на просьбу о крещении отвечает Господу: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф. 3, 14). На что Спаситель кратко и решительно отвечает: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3, 15).
Во Христе действуют две природы: Божественная и человеческая. Как Человек, Он должен был исполнить все, чего Бог требовал от людей. После Рождения Христос претерпел обрезание, был посвящен как первенец Богу в Иерусалимском храме, жил в послушании закону и старшим. Приходя теперь на Иордан, Спаситель принимает новое установление Божие – крещение, которое было открыто Иоанну как символ очищения от грехов иудейскому народу.
Когда же Спаситель крестился, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него (Мф. 3, 16). По объяснению Иннокентия, архиепископа Херсонского, «свод небесный над главой Иисуса представился раскрытым наподобие того, как это бывает во время сильного, продолжительного блеска молнии из облаков». Дух Божий под видом голубя сошел на Спасителя, чтобы явить людям Сына Божия в Иисусе Христе, Который до тех пор пребывал в безвестности.
Голос Бога Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3, 17), был указанием Иоанну и присутствующему народу на Божественное достоинство Крещаемого как Сына Божия в собственном смысле, Единородного, на Котором вечно пребывает благоволение Бога Отца.