В Неделю перед Воздвижением Святой Церковью читается Евангелие от Матфея (глава 25, ст. 14-30). Душа – это тот важный талант, который Господь дает каждому человеку. Дает не просто для сохранения его в нашем теле, которое мы унаследовали от Адама, сотворенного из земли, а для приобретения этой душой новых талантов – добродетелей.
В библейские времена «талант» был денежной единицей, но не монетой, а мерой веса, и соответственно его стоимость зависела от того, было ли это золото, серебро или медь. Чаще всего это было серебро.
Внимание данной притчи устремлено, прежде всего, на ленивого раба, который зарыл свой талант в землю, чтобы потом, точно в таком же виде, вручить его хозяину. Не приходится сомневаться в том, что он символизирует книжников и фарисеев, цель которых заключалась в простом сохранении закона, маскируя его множеством излишних преданий и традиций.
Но в этой притче Господь обращается также и к людям нынешнего века. Так, по словам преподобного Иустина: «Злой раб скрыл серебро господина своего: т. е. скрыл от себя все Божие; все, что напоминает о Боге или обнаруживает Бога. Это тип безбожника, а прежде всего: бездушника. Ибо безбожник прежде всего всегда бездушник: он отрицает сперва душу, а затем Бога».
Бог никогда не требует от нас то, чего у нас нет. Но как говорит святитель Лука (Войно-Ясенецкий), «Бог каждому дал по силам и по разуму. Как от богатого человека первый раб получил пять талантов, второй – два, третий – один, так и нам Господь раздал дары Своей благодати, каждому по силам и по разуму его, и от всех спросит ответа на Страшном Суде Своем, как потребовал ответа этот богатый человек от рабов своих».
Благодать Божия – это зачаток добродетелей, которые мы должны взрастить в своем сердце посредством богоугодных дел. Господь открывает нам, что Богу в человеке важна не сама добродетель, а то, как мы ее используем. И если наш талант устремлен к служению Господу, то Он дает нам еще больше возможности потрудиться во славу Божию.
«Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет». Смысл этого правила жизни таков: если у нас есть талант, достойно используемый нами, мы все время будем способны делать все больше и больше. Но если у нас есть талант, не применяемый нами в жизни, мы неизбежно его теряем. Стремление к преумножению благодати Божией, к приобретению добродетелей – вот к чему призывает сегодня нас притча о талантах.
Иеромонах Пимен (Шевченко)