В день праздника Богоявления и Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, за богослужением читается Евангелие от Матфея. В данном евангельском рассказе открывается глубоко поучительная, дивная, полная Божественного величия картина события Крещения Господня. Когда Иисусу Христу исполнилось тридцать лет, Он пришел к Иордану, где Иоанн крестил народ.
Предтеча Господень Иоанн и Спаситель были сродниками по плоти. Было ли общение меду ними в детстве и в зрелом возрасте – нам неизвестно, но важно то, что именно в момент пришествия на Иордан Иоанн Креститель открывает в Иисусе ожидаемого Мессию. Он знает, что Христос будет особым человеком, избранным и безгрешным, поэтому на просьбу о крещении отвечает Господу: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? (Мф. 3, 14).
На что Спаситель кратко и решительно отвечает: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду (Мф. 3, 15).
Блаженный Иероним Стридонский замечает: «Троякая причина была для того, чтобы Спасителю принять крещение от Иоанна. Во-первых, чтобы, так как Он родился человеком, исполнить всякую правду и смирение перед законом. Во-вторых, чтобы Своим крещением утвердить значение крещения Иоаннова. В-третьих, чтобы, освящая воды Иордана, показать через нисхождение голубя пришествие Святого Духа во время крещения верующих».
И если вначале Иоанн недоумевал, как он может крестить Проповеданного, то после слов Христа проявляет свое послушание воле Божией и совершает положенное крещение.
Во Христе действуют две природы: Божественная и человеческая. Как Человек, Он должен был исполнить все, чего требовал от людей Бог. После Рождения Христос претерпел обрéзание, был посвящен как первенец Богу в Иерусалимском храме, жил в послушании закону и старшим. Приходя теперь на Иордан, Спаситель принимает новое установление Божие – крещение, которое было открыто Иоанну как символ очищения от грехов иудейскому народу. Когда же Спаситель крестился, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него (Мф. 3, 16).
По объяснению Иннокентия, архиепископа Херсонского, свод небесный над главой Иисуса представился раскрытым наподобие того, как это бывает во время сильного, продолжительного блеска молнии из облаков. Дух Божий, под видом голубя, сошел на Спасителя, чтобы явить людям Сына Божия в Иисусе Христе, Который до тех пор пребывал в безвестности. Голос Бога Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3, 17), был указанием Иоанну и присутствующему народу на Божественное достоинство Крещаемого как Сына Божия в собственном смысле, Единородного, на Котором вечно пребывает благоволение Бога Отца.
Святая Церковь празднует Крещение Господне, именуя этот праздник Богоявлением, так как в событии этом явила Себя людям вся Святая Троица: Бог Отец – голосом с неба, Бог Сын – крещением от Иоанна в Иордане, Бог Дух Святой – сошествием на Иисуса Христа в виде голубя.
Все то, что произошло при Крещении Господнем, происходит и при крещении каждого христианина. Погружением в воду мы умираем со Христом, восстанием из воды мы соединяемся с Христом Воскресшим. Дух Божий сходит на нас, укрепляя нас Своею всемогущей благодатью. А Отец Небесный усыновляет нас через любовь Иисуса Христа.
Иеромонах Пимен (Шевченко)