28 августа, вечером, в нашем храме была совершена утреня с чином Погребения Пресвятой Богородицы. Богослужение возглавил настоятель храма митрофорный протоиерей Анатолий Ненартович в сослужении клириков прихода.
В Иерусалиме и Гефсимании во дни праздника Успения проводилась особая торжественная служба с чином погребения Божией Матери. Было составлено «Священное последование на преставление Пресвятой Владычицы нашей и Приснодевы Марии». На Руси первые упоминания о службе встречаются не ранее XV века, и совершалась она по подобию утрени Великой субботы. В Свято-Троицкой Сергиевой обители Уставом еще с 1645 года было положено совершение надгробного пения на праздник Успения Пресвятой Богородицы.
Отдельный чин погребения Божией Матери получил широкое распространение в 40-е годы XIX века тщаньями святителя Филарета митрополита Московского. Он изучил и внес правки в присланное ему митрополитом Фаворским Иерофеем Иерусалимское «Последование на преставление Пресвятой Богородицы», или «Похвалы». Святитель указал совершать Последование в Лавре 15 августа (по старому стилю), а в Гефсиманском Скиту – 17 августа (30 – по новому). Этот день и стал в Гефсиманском скиту престольным, наряду с особым почитанием Страстной седмицы – под Успенской церковью располагался храм в честь Гефсиманского моления Спасителя.
После установления этого празднования появился благочестивый обычай, когда на третий день после Успения богомольцы шли пешком из Лавры (как бы из Иерусалима) в Гефсиманский скит, спрятанный от шумного города густым лесом.
С 1850 года в скиту пребывает камень, привезенный из Гефсимании от гробницы, где была погребена Божия Матерь, с благословением от Патриарха Иерусалимского в северную Новую Гефсиманию. Передавая дары, святитель Филарет Митрополит Московский в сопроводительном письме к преподобному Антонию, наместнику Лавры, указывал: «Прилагаемые греческие бумаги дайте в Академию перевесть. Они надобны для скита. Мы боялись осмелиться назвать его Гефсиманнею: теперь Блаженнейший Патриарх называет его новою Гефсиманиею. Да будет сие в благословение скиту».
Сам чин Погребения Пресвятой Богородицы обычно служится накануне третьего дня (вечером на второй день) после праздника Успения Божией Матери. На продолжительном и особо торжественном богослужении звучат песнопения, утверждающие нашу веру в особое заступничество Пресвятой Богородицы за весь православный род.
После чтения Канона Успению Богородицы совершается крестный ход вокруг храма с плащаницей Божией Матери. Крестный ход при этом сопровождается колокольным перезвоном, как и при выносе Плащаницы на утрени Великой Субботы. Когда же плащаницу Божией Матери вносят в храм, начинается краткий праздничный трезвон, напоминающий нам о том, что Она будет молить Господа о милосердии и благости ко всякому христианину, взывающему к Ее заступничеству.
По материалам сайта www.pravmir.ru