Сегодня святая православная Церковь предлагает нам поразмышлять над отрывком, о том, как некий человек пришел ко Господу нашему Иисусу Христу, назвал Его «Учителем благим» и спросил, что делать ему, чтобы спастись. Некоторые из толкующих это место отцов сразу отмечают некое лукавство в его словах. Они говорят, что юноша этот подошел к Богу с горделивым сердцем.
Он подошел к Нему не для того, чтобы узнать, что ему действительно надо сделать для спасения, а просто для того, чтобы Христос похвалил его образ жизни.
Не так ли и мы часто приходим в храм, к Богу, чтобы Он одобрил нашу жизнь, а не вмешивался в неё? Чтобы Он сказал: «да, ты много страдаешь, у тебя тяжкая судьба. Ну, вот тебе одно послабление, другое. А потом, не беспокойся, будет тебе Царство Небесное».
Ведь с этой мыслью многие из нас приходят к Богу. И вот Евангелие здесь нас обличает, срывает покров недоговоренности с наших мыслей. Говорит: «неправильно мы думаем! К Богу надо приступать без самодовольства, со смирением».
Этот юноша подошел ко Господу нашему Иисусу Христу и называет Его «благим». Но мы знаем, что этим эпитетом в Библии именуют Самого Бога. Со стороны юноши это некий вежливый риторический оборот, как видно из повествования, он не видел во Христе Бога, а лишь странствующего учителя праведности. И Господь сразу указывает ему на это. Он смотрит вглубь его сердца. «Что ты называешь меня благим, ведь никто не благ, только один Бог!»
Сколько трепета вызывают эти слова! Сколько внимания мы должны прилагать к тому, чтобы в святыне не допустить легкомыслия, которое, возможно, обернется против нас. Обращаясь ко Христу в просьбах, в молитве, надо искренне исповедовать Его как Бога, иначе наша молитва пуста.
А далее наступает главный момент описываемого события. Христос как будто не знает, каковы поступки этого человека, и рассказывает ему, что нужно для спасения, какие заповеди соблюдать. Сердцеведец, знающий помышления каждого из нас, всех веков и поколений людей, живущих на земле, говорит, как будто бы не зная его жизни.
А этот юноша не почувствовал, что Сам Господь обращается к нему. Он начинает хвалиться перед Богом, легкомысленно хвастаться. Также, как и мы начинаем подчас хвастаться в беседах с нашими знакомыми и даже на исповеди. «Да что такого? Ничего особенного я не сделал. Родителей почитать? – соблюл. Пост соблюдаю. Ещё какие-то заповеди? Да всё я соблюл «от чрева матери моей»! Как будто это наша заслуга, что в юности мы соблюдали заповеди, а не заслуга воспитавших нас родителей?! И такое самодовольство, особенно в юном возрасте, часто встречается.
И вот тогда Господь, чтобы вскрыть окончательно его сердце, чтобы до человека достучаться, не просто чтобы обличить и оставить униженным, а чтобы исцелить его от самомнения, — предлагает юноше самое радикальное средство для спасения: «раздай имение своё, всё, что у тебя есть, и следуй за Мной».
И изумление такое! Юноша отходит опечаленным. Он понимает, что дело он не может сделать. Болтать о спасении, о Господе Иисусе могут все. А вот сделать дело для Бога, для храма могут далеко не все. Это подвиг. Это апостольское служение, о котором мы говорили вчера после утрени, на которое всех нас посылает Господь. Делать дела Божии, а не ограничиваться только словами.
Юноша опечалился и ушел. И ученики опечалились. Почему? Они были бедными людьми. А после того, как они пошли за Иисусом, они вдруг почувствовали, что к ним какое-то внимание в обществе, почёт. Деньги какие-то стали появляться. Мы помним, что согласно церковному преданию предатель Иуда носил небольшой ящичек с пожертвованиями – «кассу» апостольскую. Они (а уж их родственники точно) мечтали о почете и славе, богатстве. И вдруг до них доходит смысл слов Христовых: «трудно спастись богатому человеку».
Но значит ли это, что богатство – это плохо? Значит ли это, что достаток недоступен или невозможен для православного христианина?
Ну, во-первых, давайте вдумаемся. А что такое достаток? Что такое богатство? Кто-то живет на шесть тысяч рублей в месяц и доволен своей судьбой. А у кого-то десятки миллионов, и человек считает, что он недостаточно богат. Это всё субъективно.
К тому же повеление раздать своё имущество соединено с призывом следовать за Христом. Значит, мало быть неимущим, чтобы угодить Богу. Можно быть бедным негодяем и нехристем.
Как же понимать такую странную заповедь?
Святитель Феофан Затворник, толкуя сегодняшний отрывок из Евангелия, говорит нам: «коль скоро многоимеющий отсечет всякое пристрастие к имению, погасит в себе всякую на него надежду и перестанет видеть в нем существенную свою опору, тогда он в сердце бывает то же, что ничего неимеющий; такому открыта дорога в Царствие. Богатство тогда не только не мешает, но помогает, ибо дает способ благотворить. Не богатство беда, а упование на него и пристрастие к нему. Эту мысль можно обобщить так: кто на что уповает и к чему пристращается, тот тем и богат бывает. Кто на Бога единого уповает и к Нему всем сердцем прилепляется, тот Богом и богат; кто на другое что уповает, к тому и сердце свое обращает, кроме Бога, тот другим этим и богат, а не Богом. Отсюда выходит: кто не Богом богат, тому нет входа в Царствие Божие. Тут разумеются род, связи, ум, чины, круг действий и проч.»
Вот! Вот тогда те копейки, рубли, миллионы рублей, если они есть у нас – идут нам на пользу и к спасению. В таком случае это богатство – эти маленькие или большие деньги, удачная или не удачная жизнь, звания, таланты – это всё служит к прославлению Господа Бога.
Если мы на всё говорим «слава Тебе, Господи! Мы лишь распоряжаемся тем, что ты дал нам и помоги нам распорядиться этим достойно!» – вот тогда наше состояние, наше положение служит нам ко спасению.
Вот эту мысль и необходимо нам постоянно держать в своей голове. Этому нас учит сегодня Святое Евангелие.
Особенно это актуально сейчас, накануне нового учебного года. Молодёжь, как и во все времена, ориентируется на тех, кто удачлив, силен, богат. Мы видим, как с экранов телевизоров постоянно нам предлагаются примеры людей богатых, людей удачливых, людей, умеющих драться, бороться за свою судьбу.
И естественно, для неокрепшего разума (а он и в зрелом возрасте может быть неокрепшим) бывает соблазн именно это признавать за силу и авторитет в этой жизни.
Но мы – христиане. И у нас образ мышления должен быть не таким, как у других людей. Парадоксальным и удивительным. Христос пришел не для того, чтобы рассказать нам про добро и нравственность. Он пришел, чтобы изменить наше сознание, чтобы изменить нашу жизнь. Чтобы мы были готовы к вхождению в Царство Небесное.
Этому и служит всё, что происходит в Церкви, что происходит в храме. За это надо благодарить Господа Бога и ценить это. И все силы прилагать к тому, чтобы храмы Божии были благолепны, чтобы всё в них было как подобает, чтобы наша жизнь была жертвенным служением. Вот в таком случае всё то, что есть в нашей жизни, действительно служит Богу и ко спасению нашему, чего всем нам и желаю. Аминь.
Игумен Силуан (Туманов)