24 февраля состоялась очередная беседа в дискуссионном клубе "Общение" на тему: "Почему Церковь почитает святых?" Какому святому помолится, чтобы выйти замуж? Кому поставить свечку от головной боли? Кому помолиться при онкологии, при мигрени? Очень актуальный вопрос для многих наших современников: кому и как помолиться, чтобы всё в жизни «стало хорошо».
Однако вопрос почитания святых и молитвы им – это не просто вопрос о «сферах ответственности» каждого святого. Это гораздо более серьезный вопрос о том, зачем вообще нужно молитвенное общение со святыми. Ведь, например, протестанты, отрицают даже саму такую возможность.
Таким образом, мы видим две крайности: «молиться святым не надо, нужно молиться только Богу» и вторая крайность – разделение на «сферы ответственности».
Цитаты о почитании святых и о молитве им есть и в Ветхом, и в Новом Заветах: «В вечной памяти будет праведник» (Пс. 111, 6) и «память праведника пребудет благословенна» (Притч. 10, 7) – гласит Ветхий Завет. Но гораздо более важна другая, новозаветная мысль: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13, 7). Святые – наши наставники. К этим наставникам мы обращаемся в молитве.
«Церковь есть от Бога установленное общество людей, соединенных православной верой, Законом Божиим, священноначалием и таинствами». К Церкви относятся все верующие: как живые, так и умершие. То есть и мы, ныне живущие грешники, и великие святые – члены одной Церкви.
Святым дан особый дар – молиться за людей. Господь слышит молитвы святых: «Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев. И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой» (Иак. 5, 17-18).
С первой крайностью более-менее понятно. Теперь несколько слов о второй крайности - «сферах ответственности» святых.
Язычество являет нам пример того, как каждый бог и божок пантеона за что-то «отвечает». Один – за гром и молнию, другой – за леса и поля. Хочешь дождя – принеси жертву одному богу, хочешь грозу – другому.
Христианство же принесло в мир другие представления. Православная Церковь верит в то, что жизненный опыт человека, его личность сохраняется и после смерти. Святитель Николай в своей жизни молился о моряках и путешествующих, и мы молимся ему перед большой поездкой. Великомученик и целитель Пантелеимон в своей земной жизни был врачом, и мы просим его исцелить наши телесные недуги.
Но тут очень важно помнить, что молитвенно призывая святых, мы просим помочь не их. Мы просим, чтобы они помолились Богу о нас, и Он по их молитвам помогает нам. Мы не просим: «Святой врач Пантелеимон, исцели нас». Мы обращаемся к нему с другими словами: «Моли Бога о нас». И Господь по молитвам того или иного святого помогает нам: «Верующие, принадлежащие к Церкви, подвизающейся на земле, принося молитву Богу, призывают в то же время на помощь святых, принадлежащих к Церкви Небесной; и святые, находясь на высших степенях приближения к Богу, своими посредническими молитвами очищают, укрепляют и приносят к Богу молитвы верующих, живущих на земле».
Почему же нельзя «обратиться напрямую»? Ведь молитва Господня начинается с обращения к Богу-Отцу как Отцу нашему. Неужели нужен посредник, чтобы общаться со своим Отцом?
Дело в том, что православная Церковь обладает огромным богатством. И это богатство не материальное. Это богатство духовного опыта. Православный христианин – богатый человек. У него есть не только его личная молитва, но и заступничество святых. Он гораздо богаче всех тех, кто говорит, что ему «не нужны посредники между ним и Богом».
Диакон Сергий Пучек