... Всмотримся же в скупые черты этой притчи, за которыми – непостижимая глубина. Едва лишь только блудное чадо исповедовало лютые свои грехи, главный из них – неверие Отцу, произвольное отчуждение от Него и самолюбие, от которого и произросли все чудовищные греховные отрасли: блуд, злоба, уныние, отчаяние.
Едва лишь только была обнажена язва пред взором Небесного врача, как следует немедленное исцеление. И, прежде, повелевает Отец служителям своим облечь кающегося в лучшую одежду. Эта одежда есть врачующая нашу душу и тело благодать Господня -–несотворенная Божественная энергия, ниспосылаемая в мир, в сердце кающегося Самим Богом, Живущем в неприступном свете. Эта благодать также именуется Божеством. Облекшийся в благодать Господню в сопринесении покаяния, не узнает и самого себя. Видит себя чудесно изменившимся в единочасье. Прежде он имел страшное, смрадное, мрачное рубище страстей и греховных навыков. Эта ветхая одежда душила и истязала того, кто носил ее на себе, связывала его по рукам и ногам, своим безобразием и зловонием она свидетельствовала о пленении души человеческой диаволу, который сам будучи непригляден, ужасен, своим служителям и пленникам надевает подобную одежду греха и погибели. Но вот благость Господня являет свою плодоносную силу, возвращается плачущему от сознания вины своей и вместе решившему бороться с грехом до смерти грешнику, возвращает ему Бог светоносную, духовную, нетленную, небесную, сияющую светом одежду – ризу благодатную. Всякий, облекшийся в эту одежду, не таков, кто потерял ее. Едва лишь только нам ниспослан бывает этот дар за искреннее исповедание грехов и веру в милость Божию, как просветляется чудесно ум, мысли в человеке становятся светлыми и чистыми, не помышляет душа ни о чем недостойном, нехорошем, постыдном, но, подобно невинному дитяти, устремляется она духом в селения Небесного Отца и мыслит только то, что, по выражению апостола, чисто, честно, что похвально, достойно Великого Бога. Эта одежда облекает душу и возвращает измученному, истерзанному страстями сердцу дивный небесный покой и отраду. И глубоко и свободно дышит покаявшийся грешник, чувствует он, что удалены благостной рукой Небесного Отца все занозы, все тернии, причинявшие неимоверные страдания человеческой душе. Сердце отнюдь не помнит никакой обиды, исполнено всепрощения, хочет лишь прощать, надеяться и любить, видит во всех, даже непокаявшихся, одно лишь благое и хорошее, всех жалеет, всем сострадает, плачет, если видит кого бы то ни было неутешным и чуждым блаженства. Сердце это исполнено Божественной любви, находит наслаждение в законе Господнем. Закон Господень водворяется посреди человеческого сердца, душа чувствует глубокое родство с Искупителем, по причине внутреннего посвящения Христу всех сил своих. Исповедует она – душа – себя уже не блудным чадом, но чадом кровным, которое воистину имеет единую часть с Отцом, исповедует себя душа невестою Господа Иисуса Христа. И взамен за эту любовь, за эту верность, за это жертвенное стремление служить Богу, получает от Него перстень усыновления, удочерения.
Перстень на руке – знак того, что все принадлежащее Отцу принадлежит и сыну. На этом перстне – печать отеческая. Печать – есть Имя Божие, нареченное на христианине. Всякий, кто хочет всегда пребывать в усыновлении Богу, призван смотреть на этот перстень, всматриваться в это Имя, запечатлеть это Имя в сердце своем. Проще сказать, на всякий день и час, на всяком месте внутренне призывать Имя Всемогущего, Страшного и Всесвятого Бога, благодатью этого Имени защищаясь от всех видимых и невидимых врагов, черпая в памяти об этом Имени, а чрез него и о Самом Боге, величайшее наслаждение и радость духовного бытия.
Для того, чтобы всегда пребывать в усыновлении Богу, дарует Отец Небесный покаявшемуся своему сыну и новую обувь. Эта обувь есть, возможно, добродетель всестороннего воздержания, упражняясь в которой, христианин все делает в разумной мере, ни в чем старается не впадать в излишества: заботясь о плоти, избегает похотей, но воздержится от всего неполезного. Христианин должен всегда воздерживаться от излишеств, полагая единственную подлинную радость и сладость в молитвах ко Господу, в любви к ближним, во всем том, что поддерживает и упрочивает невидимый союз души с Богом. О таком человеке можно сказать, что он обут в сандалии, как говорит апостол Павел, благовествования мира. И, действительно, мы имеем слово утешения, слово о Боге милующем, только тогда, когда обуты в сандалии воздержания, с помощью которых мы наступаем на змию, на скорпию и на всю силу вражию, на все внутренние и внешние искушения. Приходят ли они от нашей плоти, изобретаются ли непосредственно диаволом, или источником их являются предметы этого мира, лежащего во зле. Такому-то христианину, наслаждающемуся благодатной одеждой, имеющему перстень обручения, воздерживающемуся от всего неполезного, ходящему в сандалиях мира, дарует Небесный Отец лучшее, что Он может даровать – упитанного Тельца, т. е. призывает его к Божественной Евхаристии, питает его Пречистым Телом и Живоносной Кровью Сына Своего. Ни на земле, ни на небе нет ничего драгоценнее, выше, таинственнее этой Снеди. Самые ангелы с изумлением взирают, как грешные покаявшиеся человеки удостаиваются непосредственного Богообщения, становятся причастниками Божеского естества, соединяясь и по душе и по телу с Иисусом Христом, соединяясь непостижимо с невидимым Божеством Сына, Отца и Святаго Духа.
Вот сколько благ уготовала нам любовь Небесного Отца. Вот какое величие этой любви раскрывается нам в таинствах святой Церкви. А по сему, сознавать этот дар должно, осмыслять его в меру нашей немощи, бережно хранить его и, несомненно, всегда благодарить Господа Бога, ибо чрез благодарение преимущественно и сохраняется благодать, более того – умножается благодарящим Создателя в сердце.
Дай Бог и нам, братья и сестры, удержаться на высоте усыновления, дай Бог и нам расторгнуть узы, сочетающие нас с источником гибели – лукавым – и с помощью Крови Христовой омывшись, отвратившись от темной страны, всегда пребывать в невидимом, но осязательном для души свете любви и надежды ко Господу, всегда пребывать в Отчем дому, славяще и благодаряще Господа за все, что Он дарует нам для наследования Царствия Его Небесного.
Протоиерей Артемий Владимиров