12 мая в церковном доме состоялась очередная беседа клуба православного общения. Наш гость - иерей Александр Рудинский - затронул большую и важную тему, призывающую нас задуматься над тем, что для меня Церковь и что же я действительно хочу от Церкви?
О Церкви всегда существует какое-то внешнее представление, зачастую очень в малом совпадающее с реальностью. Многие считают, что «Церковь – комбинат духовно-ритуальных услуг», где человек может получить то, чего он никогда, ни в каком другом месте получить не может.
У него возникают некие духовные, как ему кажется, потребности (надо освятить машину, покрестить ребенка, отпеть близких). Или у него есть проблемы, нужна помощь свыше, а при применении какого-то ритуала, какого-то обряда эта помощь должна к нему прийти. И тогда человек приходит в Церковь как в особое место, где можно всё это купить.
Если человеку Церковь нужна для того, чтобы освятить машину, пойти в храм за святой водой на Крещение, на Пасху освятить куличи, подать записки, то очень многие люди могут сказать «А мне за этим Церковь не нужна. Я верю в Бога, я и без Церкви могу Богу молиться там, где хочу». И будут правы.
Мы часто забываем, что Церковь = Человек + Бог. Человек и Бог, которые соединились вместе. Да, действительно, Человек может молиться Богу везде, может узнать о Нем из книг, в том числе, из Евангелия. Но, вот, услышать самого Бога и узнать самого Бога – это очень и очень непросто. Очень многим людям сам вопрос знания Бога не очень интересен. Не интересен сам Бог, а интересно божие, интересно действие Бога, интересно то, чем человек может от Бога воспользоваться, что человек может от Бога получить. И тогда само сознание человека по отношению к Богу – очень простое, примитивное. Оно ничем не отличается от сознания любого верующего в любой религии. Верующий в любой религии от Бога ждет всего того, чего мы желаем друг другу на Новый год и на День рождения. И часто кажется, что это и есть вера, что это и есть Церковь. И поэтому мы отдаем Богу не себя, а свое, презренный металл.
Когда человек ищет Бога, когда человеку нужно не божье, а Бог, тогда в нем могут пробиться неожиданные качества похожести на Христа, родства со Христом. Когда человек вдруг начинает жаждать Бога, тогда рождается Церковь. Тогда евхаристия всех людей делает тем, чем Церковь является – телом Христовым.
«Всё моё – твоё» – это слова Бога. Когда человеку не надо этого «всего», а надо только здоровья, семейного благополучия и успехов в труде – то человек Богу не сын, а наемник. А всё, что Христос говорит в Евангелии – это любовь, не просто любовь в смысле удовольствия, а любовь крестная. Если человек хочет приобщиться к такой любви, если человек хочет так начать дышать, думать, мыслить, смотреть, слышать, действовать как Христос, он в ответ говорит «всё моё – твоё». Не чуть-чуть того, что я могу дать, а всего себя. Иначе Церковь всегда будет структурой, бизнес-сообществом, политической организацией, комбинатом по удовлетворению услуг, чем угодно, но не Телом Христовым.
Диакон Сергий Пучек