После Преображения на горе Фавор Господь вместе с Петром, Иаковом и Иоанном возвращаются к остальным апостолом, которых окружало множество народа. Среди людей, следовавших за Спасителем и желавших видеть Иисуса, был некий человек, который привел для исцеления своего сына, одержимого злым духом.
Увидев Христа, этот человек, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его (Мф. 17. 14–16).
Евфимий Зигабен, византийский богослов XII века, пишет: «О лунатизме… скажем, что некоторые демоны в нападениях своих на людей наблюдали известные времена луны, и именно тогда нападали на них, чтобы причиною несчастья казалась луна и поэтому был поносим ее Творец».
Бедственное положение мальчика привело отца к ученикам в надежде на исцеление. Многие были свидетелями или были наслышаны о той власти над нечистыми духами, которую получили апостолы Иисуса Христа от своего Учителя, и как исцеляли больных, проповедуя Евангелие Царства Божия.
Но в этот раз, по неясной для апостолов причине, исцеление не произошло. Бес оказался сильнее, и болезнь не оставила мальчика.
Как указывает блаженный Иероним, «невозможность исцеления зависит иногда не от бессилия исцеляющих, а от веры тех, которых нужно исцелить, как говорит об этом Господь: “Вера твоя спасла тебя”».
И хотя большинство толкователей Священного Писания отмечают маловерие отца, в то же время они указывают на его настойчивость. Желая исцеления для своего сына, он не опускает руки, но дожидается прихода Иисуса Христа и просит Его об исцелении. Находя последнюю надежду в Спасителе.
Господь, только что явивший на Фаворе избранным апостолом Свою славу, видя бессилие и недоумение других своих учеников и слыша просьбу и упрек отца одержимого мальчика, восклицает: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? (Мф. 17, 17).
Этой фразой Христос вовсе не говорит, что хочет освободиться от Своих учеников, напротив, Его слова наполнены сожалением о том, что апостолы до сих пор не понимают духовной природы этого мира. Но самое главное – в этих словах мы находим указание на то, как терпелив наш Спаситель. Терпение – самая яркая христианская черта. Когда у нас кончается терпение из-за мелочности и недомыслия людей, мы должны вспомнить бесконечное терпение Божие.
После того как Господь исцелил юношу, апостолы приступили к Нему с просьбой объяснить им, почему они не смогли исцелить больного, на что Спаситель ответил: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17, 20–21).
Ранее Господь, научал Своих учеников притчей о горчичном, крошечном зерне, из которого вырастает цветущее дерево, уподобляя зерно Царству Небесному. Теперь, приводя в пример то же зерно, Он говорит о вере каждого человека.
Дело, конечно, не в «размерах» веры, это невозможно определить, а в том, к какому Богу она обращена. Заем ли мы Бога, в которого верим? Готовы ли мы познавать истинного Бога, которого обрели? И как нам это делать? Ответ прост: через молитву и пост.
Каждый из нас, дорогие братья и сестры, должен найти время и силы для сосредоточенной молитвы и для поста, который поможет воспитать наши ум и сердце. Если даже апостолам требовалась такая дисциплина, то кто мы такие, чтобы считать возможным справиться без нее?
Помогай нам в этом Господь.
Иеромонах Пимен (Шевченко)