В сегодняшнем Евангелии мы слышали повествование о том, как в городе Наин Господь вернул к жизни умершего сына вдовы. Величайшая радость и величайшее благодеяние! Но почему Он, Всемогущий, спас только этого ребенка? Мы же понимаем, сколько самых горячих молитв матерей о своих больных и умирающих детях остались как бы неуслышанными!
Многие из этих безутешных матерей могли бы повторить горькие слова пророка Иеремии, обращенные ко Господу: «За что так упорна болезнь моя, и рана моя так неисцельна, что отвергает врачевание? Неужели Ты будешь для меня как бы обманчивым источником, неверною водою?»
Почему же сила Божия особым образом совершалась лишь тогда, в те единственные и неповторимые никогда больше дни, две тысячи лет назад, когда воплотившийся Бог, Господь наш Иисус Христос, ходил по земле? И хотя многие из нас готовы свидетельствовать о явлениях силы и промысла Божия примерами из сегодняшнего дня, из своей жизни, мы знаем, что так нужная всем нам сила могущества Божия лишь иногда прорывается в наш страдающий от греха, несправедливости и смерти мир. Если бы не посещали нас эти чудеса – явления всемогущества Божия, то, наверное, совершенно загасла бы вера в людях.
Но все же, в чем был смысл этого таинственного воскресения наинского мальчика, кроме того, что Господь просто умилосердился над страданиями несчастной матери?
Господь и Бог наш Иисус Христос о Котором предрекли древние пророки, Сам является величайшим Пророком, возвещающим людям о будущей, столь таинственной для нас Вечной Жизни. В Своем первом пришествии две тысячи лет назад Христос явил то, что во всей полноте будет раскрыто миру после Второго и славного Его пришествия. И воспоминаемое сегодня воскресение сына вдовицы, тоже было, не только делом милосердия Божия, но и ни чем иным, как пророчеством. И вся жизнь Господа нашего Иисуса Христа, равно как и каждое Его деяние и слово – это чудное пророчество о возвещаемом Им Царствии Небесном.
«Вам, – говорит Господь Своим ученикам, – дано знать тайны Царствия Небесного». И Сам Он щедро открывает нам эти тайны.
В этом прекрасном грядущем Царстве, пророчествует Господь, человек никогда не будет голоден – все будут насыщены Божественной пищей – Его плотью и Кровью.
Все болезни, печали и воздыхания останутся в прошлом.
Болезни – будут исцелены, как пророчески были исцелены расслабленный, слепорожденный, сухорукий.
Все печали – будут утешены. И даже такие безысходные, как печаль наинской вдовицы.
Сама смерть будет побеждена, как побеждена она была Спасителем для мальчика, о котором мы сегодня ведем речь, для девочки – дочери начальника синагоги Иаира, для четыре дня пробывшего в гробу и уже начавшего разлагаться Лазаря. Все это – пророчества Иисуса Христа о нашем с вами воскресении.
И конечно же, величайшее пророчество – воскресение к новой жизни всего мира – победа Христа над смертью в Его светоносном Воскресении.
В Царствии Небесном будут даны ответы на наши самые сложные вопросы мироздания, как пророчески была насыщена алчущая и жаждущая высшей правды душа Никодима.
В преддверии Царствия Небесного будут развеяны все сомнения, как развеялись они у апостола Фомы, когда он увидел воскресшего Учителя и воскликнул: «Господь мой и Бог мой!»
В этом вечном Царстве добра совершится исполнение столь желанного для каждой чистой человеческой души торжества справедливости. Все зло, ложь и сам дьявол будут изгнаны из мира, ставшего Божиим храмом, подобно тому, как пророчески Христос изгнал из Иерусалимского храма продающих и покупающих.
В Царстве Христа, в которое Он ведет нас с вами, обыденная повседневность будет претворена в нежданный чудесный праздник, как пресная вода пророчески была претворена Господом в прекрасное вино в Канне Галилейской.
У каждого ученика Иисуса Христа будет величайшее счастье полной свободы, которое может быть только тогда, когда рядом с человеком – Бог. Такое счастье было у апостолов, когда они шли за своим Богом и Учителем по засеянным полям Галилеи, и все в этом мире было для них возможным.
Но пока мы с вами снова и снова, в минуты испытаний, в глубине своей маловерной души подчас вопием к Богу, как Иеремия, великий пророк, но такой же, как и мы человек: «Неужели Ты будешь для меня как бы обманчивым источником, неверною водою?»
Это – наша печальная, временная слабость, но не беда! Потому, что Господь Сам восстанавливает наше мужество Своею верностью и Своей Божественной силой. Он Сам избавляет нас от дьявола, греха и смерти. Вот как Господь в Священном Писании отвечает не только пророку Иеремии на его почти отчаянное вопрошание, но отвечает каждому из нас:
«На сие так сказал Господь: если ты обратишься, то Я восставлю тебя, и будешь предстоять пред лицем Моим... ибо Я с тобою, чтобы спасать и избавлять тебя, говорит Господь. И спасу тебя от руки злых и избавлю тебя от руки притеснителей». Аминь.
Митрополит Тихон (Шевкунов)