В сегодняшнем чтении мы слышим рассказ о том, как Христос исцеляет бесноватого жителя гадаринской страны. Может показаться, что слово «исцеляет» не совсем подходит к бесноватому, ведь он скорее одержим, чем болен, и лучше говорить об изгнании бесов, чем об исцелении.
И все же, слово исцеление оказывается очень важным для понимания сегодняшнего Евангельского текста.
Дело в том, что слово «исцеление», как и сам процесс исцеления, предполагают восстановление утраченной целостности, возвращение к некоторому единству телесных сил, приходящих из болезненного расстройства к здоровой цельности. Если силы телесные могут быть расстроены болезнью тела, то, очевидно, силы душевные расстраиваются болезнью душевной, которая порождается грехом. Речь, конечно, идет не столько о каких-то конкретных грехах и тем более не о том, чтобы искать в своих болезнях их последствия. Речь о греховном состоянии человеческого существа, о расстройстве духовных сил, о болезненном бессилии нашего ума, который не может собрать их во едино. Следствием этого бессилия является потеря волевого контроля за силами души, которые восстают на человека, становятся страстями и влекут его каждая в свою сторону.
Обычно мы, и в самих себе и в других людях, замечаем присутствие этой страстной духовной разрозненности, особенно в те моменты, когда хотим одного, а делаем другое. Однако в сегодняшней истории обычная страстность и греховность человека оказывается гипертрофирована, ведь в бесноватом действуют не только страсти, но и «духи злобы поднебесной», как называет их в одном из посланий апостол Павел. Он не просто грешен, но одержим, причем в нем оказывается много не просто желаний и чувств, которые лишали бы его внутреннего равновесия... Нет. В нем оказывается много бесов, которые лишают его не только равновесия, но и самой жизни. Тело его, но он не владеет им, он произносит слова, но называет бесовское имя. Он как личность практически отсутствует, все пространство жизни занято ими, поэтому ему не оказывается места среди живых и он живет в гробах.
Но вот к нему, в его беде и немощи, приходит Христос. Он обращается к лукавому, и тот, хотя и говорит о себе в единственном числе в итоге переходит к множественному. Эта, на первый взгляд незначительная деталь как раз и свидетельствует о том, что главным в одержимости, хоть грехом, хоть бесами оказывается потеря внутренней целостности, потеря связи с людьми и в итоге с Богом. Однако Христос не хочет мириться с той ситуацией, в которой оказывается одержимый и Он исцеляет его, изгоняя из него его мучителей. И в этом исцелении нам открывается цель, ради которой Он пришел: восстановить тот образ Божий, который прежде был попран и осквернен грехом Адама, и который попирается и оскверняется каждым его потомком.
Исцеление данное Христом оказывается всеобъемлющим, так как к жизни возрождается не только сам человек, но и его социальные связи, и что самое важное — его взаимоотношения с Богом.
О Христе сказано, что Он пришел рассеянных чад Божиих собрать воедино. Для этого Он умирает на кресте, исцеляет последствия грехопадения и дает нам возможность стать причастными этой исцеленной жизни в Своей Церкви. Эта причастность подается нам как дар и задача одновременно, ведь приходя в храм и приобщаясь Его Телу и Крови мы не становимся едины механически, но благодаря личному внутреннему их усвоению.
Христос знал, что плывет на другой берег, чтобы исцелить одного человека, но этой причины было вполне достаточно. Иногда нам может показаться, что нужда одного человека не так значительна, ведь речь идет о том, что Он Спаситель всего мира. В том-то и дело, что придя Спасать мир, Он приходит не к абстрактным всем, но к каждому лично... Приходит для того, чтобы вернуть нас самим себе, вернуть друг другу в Церкви, наконец, вернуть нас Богу, в Его Царстве.
священник Стефан Домусчи