В сегодняшнем евангельском чтении содержится описание двух чудес: воскрешения дочери Иаира и исцеления кровоточивой женщины. История исцеления женщины, страдавшей кровотечением, вставлена в историю воскрешения дочери Иаира.
Рассказ начинается с того, что к Иисусу подходит один из начальников синагоги и говорит о том, что его дочь находится при смерти. Иисус с учениками отправляется вместе с ним; за Иисусом идет толпа, которая теснит Его. В этой обстановке и происходит чудо исцеления кровоточивой женщины. Несмотря на упоминание о многочисленных врачах, на которых женщина издержала все свое состояние, мы ничего не знаем о причинах ее болезни. Некоторые древние толкователи намекали на то, что причиной болезни могли быть какие-то грехи. Некоторые современные комментаторы уточняют, что оно могло быть следствием сделанного когда-то аборта. В то же время, ни в одном из Евангелий нет никакого намека на виновность женщины в болезни, от которой она страдала.
Как и в других случаях, Бог действует совместно с человеком: синергия двух сил — исцеляющей силы Божией и силы твердой веры человека — совершают чудо. Говоря об этой синергии, преподобный Ефрем Сирин использует такую поэтическую метафору: «Женщина дала взаймы Христу веру, а Христос в уплату займа возвратил ей здоровье».
Рассказ о воскрешении дочери Иаира в версии Луки (Лк. 8:41–42, 49–56) содержит уточнение: у Иаира «была одна дочь». Другие Евангелисты не упоминают о том, что речь идет о единственной дочери. Между тем, для эпохи, когда большинство семей были многодетными, такие детали немаловажны: единственный сын или единственная дочь — предмет особой заботы родителей. Иаир — один из немногих персонажей евангельской истории, который у двух Евангелистов (Марка и Луки) назван по имени. Вряд ли имеет смысл искать причину этого в предполагаемом значении его еврейского имени. Скорее, он мог быть назван по имени потому, что был известен раннехристианской общине: возможно, после воскрешения дочери он примкнул к ученикам Иисуса.
Лука, описывая чудо воскрешения девочки, употребляет выражение: «и возвратился дух ее». Это выражение, отсутствующее у других Евангелистов, может указывать на то, что девочка начала дышать, и свидетельствует о желании Луки с максимальной медицинской точностью передать процесс возвращения умершей к жизни. В то же время, более вероятно, что под возвращением духа в тело Евангелист понимал возвращение умершей к жизни.
Митрополит Иларион (Алфеев)