Народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет (Мф. 4, 16), - так апостол и евангелист Матфей, передавая слова святого пророка Исаии, изображает состояние людей - верующих и неверующих.
Богодухновенный Пророк провидел благодатное действие проповеди Иисуса Христа, от которой сердца всех с верою слушающих озаряются неизреченным благодатным светом и всякая тьма прогоняется. Земля Завулонова и земля Неффалимова, куда Господь пришел после Своего Крещения и сорокадневного искушения, лежали по соседству с землями языческими, а потому и переняли жившие на них от своих соседей многие языческие обычаи и убеждения. С явлением Христа Спасителя сей языческий мрак был рассеян, и люди увидели великий свет.
Для нас из этого евангельского повествования открывается та непреложная истина, что не верующие во Христа находятся во тьме, а верующие видят свет. Не верующие во Христа люди всех времен сидят во тьме, предаются заблуждениям и всяческим порокам. Они не ведают необходимых для спасения истин, а потому их жизнь и исполнена нечестия и беззаконий. Они не знают истинного Бога, обоготворяя всякую бездушную тварь, свой ум, свои знания, самих себя. Они не знают происхождения и достоинства человека, не знают, каково назначение его в настоящей жизни и каково - в будущей, не знают и пути к достижению сего назначения.
Не ведая и не видя того, что нужно человеку для настоящей и будущей жизни, они потому и живут так, как если бы не имели разумной бессмертной души, предаются порокам, имея ложное понятие о благочестии; иногда же и самые пороки и страсти оправдывают и действие их считают за явление нормальное.
И конечно, такое состояние человека есть истинная духовная тьма и тень смертная, ибо душа может просвещаться и жить только через познание истинного Бога и через приближение к Нему верою, надеждою и любовью.
Напротив, евангельская проповедь, или учение Иисуса Христа, есть истинный свет для нашей души. Кто с верою слушает евангельское учение, тот видит великий свет, по слову Писания. Учение Христово открывает нам всё, что необходимо человеку знать для своего спасения. Оно показывает, что человек создан по образу Божию для того, чтобы благочестивой и добродетельной жизнью служить Богу, прославлять Его, через это сподобляясь благоволения Божия, и как последней цели достигать вечного спасения в небесных обителях.
Человек согрешил, навлек на себя гнев Божий и подвергся вечному осуждению, сделавшись не способным познавать Бога и соблюдать Его святую волю. Милосердный же Господь сперва обещал, а потом послал в мир Единородного Своего Сына Иисуса Христа, чтобы научить людей истинному ведению о Боге и о спасении их через веру в Него, Искупителя и Спасителя мира. И Он Своими страданиями и крестной смертью, подъятой за грехи мира, удовлетворил правосудию Божию и примирил нас с Отцом Небесным, открыл нам путь к вечной жизни.
Всё в книгах Нового Завета раскрывается ясно. Кто с верою внимает этому учению, тот видит благодатный свет, познаёт Бога Отца и Господа Иисуса Христа и Духа Святаго, видит свое назначение - в вечной жизни - и пути к достижению этой цели: через веру в Иисуса Христа и через исполнение Его заповедей. Следуя своему назначению, он старается удаляться от пороков и усовершает себя в добродетелях, исполняя заповеди Христовы. Кто так живет, тот не заблуждается, но, как при дневном свете, видит путь к Небесному Отечеству и идет по нему. При свете учения Христова он ясно различает распутья, ведущие к погибели, и старается удалиться от них, всегда держась пути, которым шел Сам Спаситель, к которому Он и теперь всех зовет, говоря: Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16, 24).
Дорогие братия и сестры, мы с вами просвещены светом учения Христова, но надо остерегаться того, чтобы, и познав правила и нормы христианской жизни, мы не оказались в жизни своей не поступающими по духу Христова учения. Мы должны так мыслить, чувствовать, говорить и поступать, как чувствовал, говорил и поступал Сам Господь, как Он заповедал и нам в Святом Своем Евангелии, чтобы неверующие не укоряли нас, что живем мы не по вере. Ибо вера без дела мертва (Иак. 2, 20). А поэтому должны мы стараться, чтобы вера наша сопровождалась добрыми делами. Если у нас допускаются вражда, клевета, ненависть, зло, обман, кража, то наша вера ложная, а не истинная. Будем всегда веру свою подтверждать добрыми делами, чтобы таким образом исполнить вечный завет Христов: Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех (Мф. 5, 16). Аминь.
Архимандрит Кирилл (Павлов)