26 января и 02 февраля в клубе православного общения состоялись беседы, объединенные общей темой: "История грехопадения". Специальный гость встречи - иерей Александр Рудинский (клирик домового храма на Архиерейском подворье г.Гродно), говоря об актуальности выбранной темы заметил, что когда мы грешим, у нас все происходит в точности так же как и у Адама с Евой, механизм абсолютно тот же. Поэтому для каждого из нас важно знать, что же произошло давным-давно в Раю.
Символ веры умалчивает о райской катастрофе, только 3-й его член слегка напоминает нам о последствиях грехопадения: "... нашего ради спасения ..."
Так для чего и от чего человека надо было спасать ? На этот вопрос участники клуба в течении бесед пытались ответить общими усилиями.
Райская жизнь была не такой уж беззаботной, как иногда кажется: человеку нужно было изучать, познавать мир (умственный труд), возделывать сад (физический труд), не вкушать с древа познания добра и зла (духовный пост). Человек был поставлен в подобные условия не зря - он должен был совершенствоваться до уровня способности познания добра и зла. Но испытание им пройдено не было. Ева была дана Адаму не как приятная компания для благоденствия и отдыха в Раю, а как "помощница", чтобы помогать ему в самосовершенствовании. А это большой труд.
Познание - это активное действие. Прародители знали добро и зло только в теории. Поэтому познать зло (грех) они могли только совершив его. Активно же познавая, человек становится другим, он не может уже остаться прежним, в нем происходят изменения.
Господь, говорит: " ...в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь" (Быт. 2:17). Но это не мгновенная смерть, это смерть постепенная. Так произошло и с Адамом и Евой. Они медленно умирали, как медленно умирает сейчас каждый человек без Бога. Наше бессмертие - в Боге, Богообщении. В мире без Бога после грехопадения поселяется смерть.
Дьявол через змея, который был лишь орудием, по зависти к людям совершает свое преступление. Он - "Денница", самый светлый и совершенный ангел, не хочет почета и благоденствия человека, который сотворен из праха земного. Он не хочет признавать тот факт, что человек рожден для славы, превосходящей даже славу ангельскую. Это знание разъедает его. Зависть всегда ведёт к "убийству" того, кому завидуешь (или прямо или косвенно): Каин и Авель, братья и Иосиф.
Раз у человека заложена тяга к знаниям - Дьявол обещает им знание, но облекает его в красивую обертку, предвосхищающую что-то особенное. Но это сознательный обман, фальшивка. Он не говорит правду о том, что внутри, иначе первые люди никогда бы ничего подобного не захотели.
Правда есть одна сложность - как сделать так, чтобы человек способен был принять соблазнительную мысль быть как боги ? Он ведь так близко к Богу и ему больше ничего не надо ? Чтобы добиться своего врагу нужно было сначала просто втянуть в разговор Еву, ведь он и так знал ответы на вопросы, которые задавал ей. Нужна была зацепка. И замысел дьявола сработал - он втянул Еву в разговор. Это всегда говорит нам о том, что со злом вообще никогда не стоит сообщаться и даже на миг прислушиваться к нему. Ева могла отказаться от разговора (ибо для общения ей был дан Богом Адам), или же защитить Бога, обличив змея во лжи. Но она решает вступить в разговор и поймет последствия своей ошибки только потом. Действительно, зло может совершить только человек и только по своей свободной воле, ведь из мира духовного в наш мир зло само по себе попасть не может.
Что можно проследить дальше ? Бог первоначально дает заповедь не вкушать с древа познания добра и зла. Дьявол же, вступив в разговор с Евой искажает эту заповедь своим вопросом: " ... подлинно ли сказал Бог: не ешьте НИ ОТ КАКОГО дерева в раю?" (Быт. 3:1). Ева, в свою очередь, не обвиняет змея во лжи, а напротив - еще и прибавляет к словам Бога от себя: " ... только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте и НЕ ПРИКАСАЙТЕСЬ к ним ..." (Быт. 3:3). Дьявол добился своего.
В Еве начались изменения. Теперь ей можно было внушить самое главное, то ради чего изначально замышлялся разговор: " ... откроются глаза ваши, и вы будете, как боги ..." (Быт. 3:5). Раньше Ева могла проходить мимо дерева и не замечать плодов на нем, она ощущала полную гармонию с Богом, ей всего хватало и не нужно было чего-то еще для полного счастья, но сейчас, заинтригованная врагом, она первый раз по-настоящему "увидела" плод и захотела его вкусить. Дьявол выставил Бога плохим, тем, кто запрещает и заставляет трудиттся. Он же - наоборот - разрешает, дает просто так, не требуя усилий от человека.
Ева соблазнилась. Сомнение в Боге разрушает человека изнутри. Ева начинает видеть, что плод хорош для пищи (похоть плоти), приятен для глаз, вожделенен (похоть очей) и дает знание (гордость житейская). Она, забыв о заповеди трудиться, решает овладеть знанием без усилий, усомнившись в Божьей доброжелательности. Отрицание Бога всегда приводит человека к тому, что он сам начинает себя ставить на место Бога. Ева вкусила плод потому, что мир начала любить больше, чем Бога. Однако есть вещь слегка оправдывающая ее - она была обманута, попав в сети дьявольские. Адам же вкусил плод сознательно, он хорошо знал о запрете, осознавал чем это грозит, но все же сделал это. Почему ? Не смотря ни на что, он захотел солидарности с женой, он захотел разделить с ней ее участь, согласился быть плохим но с ней в ее состоянии, чем с Богом. В этом и заключается трагедия грехопадения: человек возлюбил что-то больше Бога и сам сделал свой выбор. Таким образом творение разрывает свои отношения с Создателем.
В процессе беседы подробно были проанализированы диалоги 3-й главы книги "Бытие" и вскрыты не совсем заметные с первого взгляда и прочтения смыслы слов каждого из участников событий.
Встречи прошли при большом количестве неравнодушных в вопросно-ответной форме с обилием примеров-историй из жизни и вызвали огромный интерес у присутствующих.
Диакон Сергий Пучек