9 февраля в клубе православного общения состоялась беседа на тему: "Последствия грехопадения". Гость встречи - иерей Александр Рудинский (клирик домового храма в честь свт. Николая Чудотворца на Архиерейском подворье) - начал беседу с объяснения понимания блаженным Августином первородного греха.
Он пишет, что грех прародителей включает в себя не только непослушание, но целый комплекс греховных действий, среди которых - гордость (человек захотел жить по своей воле, а не по Божией) и жадность (захотел иметь более того, что имел). Для первого человека покаяние было единственной возможностью вернуться в свое первозданное, естественное состояние. Но раскол произошел. Грех отдалил человека от Бога и от ближнего в том числе.
Аудитории также подробно были разъяснены последствия грехопадения для каждого из участников: змея, Евы и Адама. Первый был мудрее всех животных, сейчас же он проклинается пред всеми скотами, но жалит нас всех в пяту, которая, по толкованиям святых отцов, олицетворяет нашу привязанность к земному: еда, вода, одежда, богатство и др. Христа лукавый тоже искушал в пустыне, говоря: "Повели камню превратиться в хлеб ... все царства земли дам тебе" (Лк. 4). Здесь есть момент, на который следует обратить особое внимание: Христос для борьбы с искушениями не прибегал к своей божественной силе и всемогуществу. Он цитировал Священное Писание: "Написано: не хлебом единым жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих" (см. Втор. 8:3) и т.д.
Библия - это не только инструкция ко спасению, но и щит духовный. "Примите также шлем спасения и меч духовный, то есть Слово Божие" (Еф. 6:17), - учит ап. Павел. Поэтому так необходимо нам ежедневное чтение Евангелия.
Также было сказано о том, что грех - это изменение отношения человека к Богу, это протест против Бога. Если мы любим Бога, то мы не грешим, а если грешим,то осознанно или неосознанно говорим Ему: "Господи, люблю тебя уже меньше". Идя на поводу греха, мы должны четко осознавать, что направляемся к смерти. Грех никогда не приносит ничего доброго и полезного для души, но всегда ведет к утратам и лишениям. Почему? Потому, что такова логика греха. Всяким прибором нужно пользоваться по инструкции, иначе он непременно сломается, выйдет из строя. Точно так же и человек, когда грешит. Он разрушает себя изнутри, впускает в себя некую темную энергию, а то, что она оставляет, уходя, мы называем наказанием за грех, причем наказываем себя мы всегда сами.
Интересный образ - древом познания добра и зла грех вошел в мир, а с древом крестным пришло к нам избавление. Конечно, грешить мы не перестали, но вину за первородный грех, обрекший человечество на иную жизнь, когда пропитание и все необходимое для жизни добывается нами в поте лица, Христос взял на свои плечи и распял на Голгофе. Таким образом и тогда (две тысячи лет назад), и позже, и в наше непростое время Христос дарует нам силы и возможности противостоять греху.
Диакон Сергий Пучек, Павел Савкин