Настоящий пост — лишь тот, который ведет человека к раскаянию. Священная история показывает нам, что все серьезные примеры покаяния сопровождались постом: Давид постился, когда согрешил и каялся, ниневитяне постились, чтобы их миновала кара Божия.
Пост — не просто диета, которая нужна для похудения или служит каким-то другим земным целям. Это духовное делание, дающее видение своих грехов и приводящее к покаянию. Что же раскаяние делает с человеком? Оно меняет его, меняет устроение его души. Человек становится способным повернуться к Богу и начать движение к нему. Грех — это отстранение от Бога, это промах, движение в ложном направлении. А покаяние помогает изменить это направление, отвергнуть грех и стать на путь, ведущий к Отцу.
Это движение мы начинаем в последнее воскресенье перед постом, когда просим у всех прощения. Именно тогда, в самом начале Великого поста, мы делаем первый важный шаг — преодолеваем себя, свое смущение, нежелание переступить через свою гордыню и сказать ближним — родным, знакомым и незнакомым: "Прости меня"! Пост — это время, когда мы должны принести жертву Богу. И эта жертва — прощение. Вспомним, что сам Господь говорит в Евангелии: "Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой" (Мф. 5, 23–24).
Если Великий пост — это наш дар Богу, Которому мы приносим жертву своим временем, своими силами, интересами, отказом от земных привычек, то, чтобы этот дар был принят Богом, прежде нужно примириться с людьми. Поэтому Прощеное воскресенье предваряет пост. И если мы решим этот вопрос примирения, то пост действительно будет нелицемерным и нам будет легче его проводить.
В начале поста мы примиряемся с людьми, а сам пост — это наше примирение с Богом. Мы примиряемся с людьми, чтобы дальше сосредоточить внимание на отношениях с Богом. А если человек не примирился с людьми, он не сможет и с Богом примириться. Апостол Павел пишет: "Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец, ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит? И мы имеем от него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего" (1 Ин. 4, 20–21).
У кого же надо просить прощения? Прежде всего у тех, против кого мы могли согрешить, и самим прощать согрешивших против нас, тех, кто обидел, "зацепил" словом или даже вызвал ссору. Естественно, это должны быть не просто формальные слова "прости меня", а живое обращение от всего сердца и разума с просьбой о прощении, при этом и в своем сердце нужно простить этого человека. Когда мы участвуем в чине прощения в храме, рядом могут быть люди, которых мы мало знаем, и у них нам легко просить прощения. Однако, хоть мы их и не знаем, но могли, например, помешать им в молитве: стоял человек перед иконой, молился, а мы подошли ставить свечку и встали прямо перед ним, а то и оттолкнули его от иконы или прервали его молитву своим вопросом. Может быть, он ничего и не сказал нам, не выразил своего недовольства, но в душе у него осталось что-то против нас. Поэтому лучше попросить прощения.
Если по какой-то причине не получилось попросить у кого-то прощения в воскресенье, можно сделать это в понедельник или, наоборот, заранее, в субботу. Испрашивание прощения — необходимое действие перед началом Великого поста. Церковь предлагает нам сделать его всем вместе в воскресенье. Но если по тем или иным причинам не получается, то лучше сделать это в любой другой день, чем не делать вообще. И тогда, примирившись с другими людьми, мы в полной готовности, с чистой совестью можем вступить на поприще Великого поста.
Митрополит Калужский и Боровский Климент