Воздавая честь преподобному Иоанну, игумену горы Синайской, и его поистине бессмертному творению, знаменитой «Лествице», обратимся к седой библейской древности и устремим взор на кроткого патриарха Иакова, отправившегося, по благословению отца своего, в далекое путешествие.
При заходе солнца он положил в изголовье камень, а во время упокоения сном увидел таинственную лестницу, достигающую небес. Ангелы Божий восходили и нисходили по ней. Сам Господь воззвал ко святому Иакову с дивной лестницы, сказав: И вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь. .. и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные... (См. Быт. 28,15,14.)
Пробудившись от сна, Иаков убоялся великим страхом присутствия Божия. «Место сие, - воскликнул он, - воистину есть дом Божий и врата небесные!» (См. Быт. 28, 17.) Возлив елей на камень, он поставил его памятником откровения, которого удостоился от Бога (см. Быт. 28,18,22).
Обратимся к собственному сердцу, и пусть сама совесть, просветленная действием слова Божия, даст нам уразуметь слышанное на пользу души.
Действительно, немало должно потрудиться, дабы обрести живую веру патриарха Иакова. Не есть ли камень, положенный им в изголовье, Сам Христос - Камень краеугольный, драгоценный (см. Ис. 28, 16), - веруя в Которого никто не постыдит¬ся? Разумное исполнение внешних заповедей Христовых о том, чтобы не гневаться понапрасну, не осуждать людей, хранить це¬ломудрие, - подобно путешествию, предпринятому святым праотцем. Но когда день склоняется к вечеру (душой-труженицей приобретена известная опытность в доброделании), под главу кладется камень, - средоточием всех заповедей становится молитва, сродняющая ум с именем Господа нашего Иисуса Христа. Внешняя деятельность уступает место внутренней, дух бдит при относительном упокоении, упразднении тела от земных трудов.
Сердечному оку открывается таинственная лестница, уходящая в небеса, где обитает Бог во свете, неприступном ни для внешнего, ни для умственного исследования. Так муж разумный в сердце своем восхождение полагает (см. Пс.83,6).
Ошибочно было бы приписать это восхождение собственным слабым человеческим силам! «Се ангелы Божий восходят и нисходят по духовной лествице» (см. Быт. 28, 12), то есть благодать Господня свершает очищение и освящение испытанно¬го в послушании ученика Христова. Нисходят ангелы - и видит человек собственную греховность, окаянство, нечистоту, - и бьет себя в перси, и воздыхает: «Боже, милостив буди мне, грешному!», «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго!» Восходят ангелы - и ум подъемлется горе, и душа стихает, благоговеет, трепещет от сознания, ощущения, видения невидимого Божества, не объемлемого никаким чувством, никакой мыслью... "Господи Иисусе Христе, Сыне Бо¬жий, слава Тебе!» Извещается тогда душа верою, что Господь как чадолюбивый Отец всегда бдит над нею, сохраняет и защищает; и если только она смиренна, чиста и кротка, никогда не оставит ее, не разымет Отеческих объятий Своей благости, премудрости и всемогущества.
Пробудившись, то есть приступив к обычной для людей жизнедеятельности, душа еще долгое время слышит тонкий аромат елея - сердечной молитвы, запечатлевающей душу миром, небесным покоем и отрадой.
Блажен муж, обретший в своей жизни камень живой и зрячей веры во Христа! Спаситель, указывая на Самого Себя, не повелевает нам искать чего-либо на земле, но говорит: ...Сокровище ваше на небесах... там, где Сокровище ваше, там и сердце ваше будет (см. Лк, 12,33,34).
Протоиерей Артемий Владимиров