Пасхальную Седмицу открывает Светлый Понедельник. С апостольских времен праздник христианской Пасхи продолжается семь дней, то есть всю неделю и поэтому эта неделя называется «Светлая Пасхальная Седмица». Каждый день недели тоже называется светлым — Светлый Понедельник, Светлый Вторник
(в Светлый Вторник проходит также празднование в честь Иверской иконы Божией Матери и Шуйской иконы Божией Матери); Светлая Среда (в Светлую Среду - празднование в честь Касперовской иконы Божией Матери); Светлый Четверг, Светлая Пятница (день иконы Божией матери «Живоносный Источник»), а последний день — Светлая Суббота. Всю Светлую седмицу в храмах ежедневно совершаются богослужения по пасхальному чину. Утренние и вечерние молитвы заменяются пением Пасхальных часов.
В Светлый понедельник празднуется в память о первом дне после воскресения Иисуса Христа. Библия повествует о том, что, воскреснув, Христос неузнанным явился двум своим опечаленным ученикам. Он разделил с ними путь в селение Эммаус, неподалеку от Иерусалима, и ужин.
В храмах в течение всей Светлой седмицы принято держать царские врата открытыми - до Светлой субботы, когда по литургии проводится раздробление и раздаяние артоса. Царские двери во всю Светлую седмицу не закрываются даже во время причащения священнослужителей. Царские врата в церкви остаются открытыми всю неделю в знак того, что воскресший Христос отверз для верующих двери царства небесного (открыл людям дорогу в рай).
Крестьяне верили, что любой умерший в это время попадает прямо в рай, так как двери его открыты. С древних времен христиане великий праздник Пасхи святили особыми делами благочестия, милости и благотворения. Подражая Господу, Своим Воскресением освободившему нас от уз греха и смерти, благочестивые цари отпирали в пасхальные дни темницы и прощали узников (но не уголовных преступников). Простые христиане в эти дни помогали нищим, сирым и убогим. Дары (еду), освященные в Пасху, раздавали бедным и тем делали их участниками радости в Светлый праздник.
Всю Светлую седмицу в храмах возле открытых Царских врат стоит особый хлеб – артос. Его кладут туда в Светлое Христово Воскресение. Обычай этот идёт с апостольских времён. Известно, что после своего воскресения Господь неоднократно являлся своим ученикам. При этом он или сам вкушал пищу, или благословлял трапезу. Поэтому святые апостолы оставляли незанятым среднее место за столом и клали перед этим местом часть хлеба, как если бы Господь незримо присутствовал с ними.
В субботу Светлой седмицы и в воскресенье артос торжественно благословляют и читают особую молитву на его раздробление. Кусочки этого священного хлеба раздают верующим, после – больным или тем, кто не может быть допущен к святому причащению. Православные, получив после окончания литургии часть артоса, обычно сохраняют её в течение всего года. При необходимости, например во время болезни, кушают натощак, запивая святой водой.
На Светлой седмице отменяются однодневные посты, что соблюдаются в среду и пятницу. Утренние и вечерние молитвы заменяются пением Пасхальных часов.
На Светлой седмице нет венчаний и заупокойных молитв. Отпевания усопших совершаются, но и их большая часть состоит из песнопений Пасхи. Во вторник Светлой седмицы совершается особое празднование в честь Иверской иконы Божией Матери, а в пятницу – празднование иконы Божией Матери «Живоносный Источник». После литургии бывает малое освящение воды и, если позволяют обстоятельства, совершается крестный ход на водоём.
Начиная со дня Пасхи и до её отдания (на сороковой день) верующие встречают друг друга пасхальным приветствием «Христос воскресе! – Воистину воскресе!»
В воскресенье после Светлой субботы следует окончание Светлой седмицы – Антипасха (вместо Пасхи, вторая Пасха), или любимый народом праздник Красной Горки. В восьмой день православные вспоминают явление воскресшего Господа апостолу Фоме, который отказывался верить в воскресение Христа – Неделя о Фоме, Фомина неделя.