Иисус входит в Иерихон. Это напоминает нам Ветхий Завет, когда народ Божий, руководимый Иисусом Навином, входит в Землю обетованную, а на его пути стоит древнейший город – Иерихон. Ученые подсчитали, что этот город был основан за десять тысяч лет до пришествия Христа. Это один из самых древнейших, может быть, самый древний город в этом мире.
Мы помним в повествовании Ветхого Завета, как Иисус, подходя к Иерихону, понимает, что этот город стоит на пути в Землю обетованную и является огромной неприступной крепостью. Никак его не взять, никак его не пройти, а народ должен двигаться дальше. И Иисус Навин семь раз проходит вокруг города, люди молятся, они трубят в трубы гласом велиим, и стены рушатся. Город оказывается абсолютно доступным и побежденным, враги попадают в руки Иисуса Навина и всего народа Божия, и они продолжают свой путь к Земле обетованной.
И вот совершенно иная сцена: не грозная, не воинственная, не боевая, но, тем не менее, это Евангелие, как Иисус приходит в Иерихон, выбрано не случайно. Это очевидная аналогия с Ветхим Заветом.
Иисус приходит в Иерихон, Его встречает толпа людей, и вместо трубного гласа раздается голос слепца: "Иисус, Сын Давидов, помилуй меня!". Этот слепец, нищий, тот, кто сидит у дороги и у всех просит о милости, обращается к Иисусу: "Помилуй меня, Сын Давидов!".
Но Иисус идет дальше, а толпа, идущая за Христом, которой Он приносит исцеление от болезней, разрешение от проблем, заставляет этого слепого замолчать: "Не до тебя сейчас, не до твоих проблем". А тот все громче кричит: "Иисусе, Наставниче, Иисусе, Cыне Давидов, помилуй меня!". И тогда Иисус повелевает привести его к Себе и спрашивает у слепца: "Чего ты хочешь от Меня?".
И этот вопрос — очень странный. Ведь кажется совершенно очевидным, чего слепой может хотеть от чудотворца. Чего еще может хотеть слепой, как не исцеления и прозрения. Нам это кажется очевидным, потому что любая немощь, любая болезнь мешает нам жить. Она не дает нам идти вперед, пользоваться этим миром, использовать на полную мощь свои собственные ресурсы, не дает нам возможность достичь успеха, адаптироваться в этом обществе, как-то себя реализовать. Понятно, что человек без зрения— ущербный человек. Ему надо обрести это зрение, чтобы войти в общество нормальных людей и жить дальше так же, как здоровые люди живут в этом мире.
Но когда речь идет о Евангелии, когда речь идет о вопросе Христа, здесь все может выглядеть немножечко по-другому. Ведь быть зрячим — это не только быть зрячим в физическом смысле. Видеть мир вокруг себя, видеть вокруг себя людей, видеть самого себя по-настоящему, глядеть на себя глубоко, правильно и понимать, кто ты такой – это на самом деле очень серьезный труд. Оглянуться вокруг себя и увидеть мир настоящим зрением, не плотским, а вот тем зрением, о котором говорит нам Евангелие: "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят", — вот о таком неожиданном зрении говорит нам Евангелие.
А что это значит – таким зрением посмотреть на мир? Например, видеть Бога рядом с собой в каждом обстоятельстве своей жизни, в каждой беде, в каждом искушении, в каждом несчастье, в каждом препятствии. Кто может обладать таким зрением, чтобы увидеть Бога в своем ближнем? В том, который тебе неприятен, в том, который тебя раздражает, в том, который тебя бесит, который доставляет всякие неприятности, который тебя всячески унижает и обижает? Где взять такое зрение? Кто так согласится смотреть на ближнего и каждый раз видеть в каждом неприятном человеке, в том числе во враге, — Бога? Кто согласится так увидеть себя, как увидел себя апостол Павел, который в сегодняшнем Послании говорит: "Бог пришел грешных спасать, из которых первый – это я". Кто вот так сможет? Мы эти слова каждый раз говорим перед причастием, но как увидеть себя так, увидеть по-настоящему стоящим перед Богом? "Вот, Господи, я первый, меня первого спаси, потому что я грешен, потому что я это понял, я это увидел, и без Тебя, без этого спасения, мне дальше жить невозможно".
Каким образом такое зрение получить? Ведь на самом деле быть незрячим очень выгодно. Я ведь ни за что не отвечаю, никого не вижу, ничего не понимаю, я ни в чем не разбираюсь, не знаю, куда мне идти. Даже если я падаю, делаю ошибки, я ни в чем не виноват, потому что я же незрячий. И мне так удобно сидеть на одном месте и просить милостыню, потому что это есть мое жизненное обеспечение. Вы меня, пожалуйста, носите, вы меня кормите, вы меня одевайте и обувайте, а я ни за что не отвечаю.
На самом деле, как нам часто удобно быть слепыми, глухими! Просто замечательно – вдруг взять и ослепнуть, оглохнуть и перестать говорить. Собственно говоря, этим очень часто мы и занимаемся.
И вдруг этот человек приходит ко Христу и говорит: "Чтобы мне прозреть!". Он отвечает на вопрос Христа совершенно прямо. И тогда Христос его исцеляет. Интересно, как продолжается это Евангелие: он потом встает и идет за Христом. Он не остается на месте, потому что он по-настоящему прозрел. Это не значит, что он идет за Христом прямо в той же самой толпе, это не значит, что он идет за Христом, потому что он видит зримо, куда ему идти. Он даже может сейчас Христа и не видеть, но он знает, куда ему идти. Он знает этот путь, с этого момента он прозрел. Эта пелена, эта твердыня греха пала, как стены иерихонские. Этот человек, который сам есть образ Иерихона, вдруг стал свободен в своем пути в Землю обетованную. И он идет туда, куда идет Христос — в Иерусалим, к Синайским горам, в Землю обетованную.
И сегодня этот евангельский вопрос поставлен Христом не только перед слепцом, но перед каждым из нас: а что ты хочешь от Меня? И каждому из нас на этот вопрос обязательно надо ответить. Аминь.
Протоиерей Алексий Уминский