Сегодня существует большое количество людей, которые имеют те или иные звания, вследствие которых они напрямую соприкасаются с Православной церковью. Помимо священнослужителей в храме есть певцы, чтецы, уставщики и многие другие, а также пономари. Однако немногие знают, кто это такие и, чем именно они занимаются в современной православной церкви.
Пономарь — древнее греческое слово, означающее приставник или привратник. Это одна из степеней церковнослужителя, над ним в большинстве случаев совершается хиротесия, определенный вид посвящения в Церкви. Пономарем может стать любой благочестивый человек, избранный из числа мирян и поставленный помогать священнодействию в алтаре.
Изначально пономарство как явление возникло в древней Церкви в связи с её непростым полулегальным-полуподпольным положением. За проведение богослужения можно было оказаться арестованным римскими властями, вызвать гонения иудействующих или народный языческий бунт. Кроме того, христиан было тогда в разы меньше, чем язычников, потому приходилось следить за приходящими и причащающимися людьми.
Вот почему контроль за храмовыми дверями являлся не только символическим, но действительно важным делом. Из среды верующих избирались благочестивые мужчины, способные выполнять функцию охранников, молящихся от нападения и контролируемых, чтобы оглашенные или находящиеся под епитимьей христиане покидали храм до начала Литургии верных.
Со временем и особенно после Миланского эдикта, подписанного святым равноапостольным императором Константином в 313 году, Церковь получила официальный статус и была избавлена от гонений. Не нужно уже было так охранять вход в храм. Пономари начинают выполнять другие функции, связанные с помощью священнику в алтаре, особенно в служении Литургии.
Ранее над пономарями совершали специальный чин хиротесии. Этот чин предусматривает также возложение на поставляемого архиереем рук. Но без совершения Таинства Священства. Потому чин хиротесии совершается не возле престола, а на середине храма.
Но сейчас чин хиротесии применяется преимущественно для поставления в чтецы и иподиаконы. Для того чтобы получить право стать пономарем, достаточно благословения настоятеля храма.
Пономари в алтаре надевают специальную богослужебную одежду — стихарь. На ношение стихаря благословляет настоятель.
Перед облачением в стихарь пономарь совершает два поясных поклона в сторону Престола, затем берет благословение на облачение в стихарь у епископа или священника, совершает поясной поклон без крестного знамения в сторону благословившего его лица, затем целует крест стихаря и облачается.
Выходить в стихаре из храма по не служебным делам запрещено.
На должность пономаря выбирают мужчину или юношу, участвующего в Таинствах исповеди и Причастия, ведущего духовную жизнь и благоговейного. В нашем храме многие пономари являются учениками или выпускниками воскресной школы, что особенно радостно и приятно.
Так как служение пономаря символизирует служение ангелов у Престола Господня, к духовному облику прислужника выдвигаются строгие требования. Внешне пономарь должен выглядеть опрятно и скромно, одежда должна быть чистой, выглаженной, обувь — начищенной, волосы подстрижены и причесаны. Он должен жить духовно, что обозначает не только соблюдение внешнего благочестия, но и молитвенное делание, борьбу со страстями, внимательное отношение к внутренней жизни души. Пономарю необходимо вырабатывать в себе полезные качества души — смирение, трудолюбие, благочестие, внимательность. Особое внимание следует обращать на речь — темп ее должен быть размеренный, обращение к людям кроткое, степенное, вежливое.
Согласно Преданию, пономарь, как и прочие служители алтаря, являет образ Горнего мира, и сослужит Господу Иисусу Христу в деле спасения людей.
Круг обязанностей пономаря и порядок их совершения изложен в Уставе пономарей. Вот лишь краткий перечень дел, которые он выполняет:
- возжигание лампад в алтаре и на иконостасе;
- замена праздничной иконы;
- возжигание кадила;
- подготовка вина, просфор, теплоты, ладана и угля к началу богослужения;
- подавание кадила;
- подготовка облачений;
- приготовление церковных сосудов к Таинствам;
- помощь во время совершения треб;
- держание плата во время Причастия.
Кроме того, на пономаря возложена уборка в храме. При необходимости он выполняет обязанности чтеца, звонаря.
Пономарю запрещено касаться Престола, Жертвенника и Священных сосудов и нельзя проходить между Престолом и Царскими вратами.
Между тем пономарь не является священнослужителем. Он – церковнослужитель. Между ними разница состоит в том, что первый посвящен в сан через Таинство Хиротонии; второй же нет. Он не имеет права совершать богослужения самостоятельно, прикасаться к Престолу и жертвеннику.
Но функцию пономаря также умалять нельзя. В книге, представляющей собой руководство для священников «Учительное известие», написано, что священник не имеет права совершать Литургию, если в алтаре нет лица мужского пола, помогающего ему.
В приходах, где нет диаконов, функцию хранителя священнической молитвы выполняет пономарь, потому, конечно же, он (мужчина ли, отрок ли, дитя), углубляясь в Церковь, несет равноангельское служение, помогающее творить самое важное дело на Земле – Литургию – Таинство, освящающее и преображающее нас, и служащее для нашего спасения.
пономарь Саливонов Сергей Владимирович