Когда Господь пришел в Капернаум, вокруг Него собралась большая толпа. Народ теснился к Нему, чтобы послушать Его учение и получить от Него исцеление. В короткое время маленький восточный домик, в котором остановился Господь, оказался заполненным тесной толпой, так что в нем уже не было места.
Среди множества недужных, которые приходили ко Господу сами или были приведены близкими, был и расслабленный человек, которого четверо человек принесли на постели к дому, где пребывал Спаситель. Но, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный (Мк. 2, 4).
Домá устраивались таким образом, что средняя часть была открыта сверху и называлась двором; в случае ненастья и в жаркое время года двор покрывали щитами из досок, кожи или полотна. Во дворе обычно собиралась вся семья домовладельца и происходили приемы гостей. Плоские кровли домов служили местом для отдыха, куда поднимались по лестницам, которые устраивали обычно со двора.
Понятно, что при таком устройстве домов и дворов не было надобности ломать кровлю и потолок, чтобы спустить сверху вниз расслабленного; надо было взойти по наружной лестнице на кровлю, дойти до начала двора, прикрытого временной разборной кровлей из щитов, снять один или несколько таких щитов и на веревках спустить вниз больного. Что и сделали принесшие расслабленного.
Только сильная вера могла подвигнуть их на такой смелый поступок. И Господь, видя эту веру, говорит, обращаясь к больному: чадо! прощаются тебе грехи твои (Мк. 2, 5).
Блаженный Феофилакт именно на эти слова Спасителя обращает наше внимание, указывая, что «расслабление произошло главным образом от грехов, поэтому прежде всего Господь отпускает их». Вера в неразрывную связь между страданием и грехом составляла неотъемлемую часть ортодоксальной иудейской религии в эпоху Иисуса Христа.
Евфимий Зигабен указывает на то, что «исцелять телесные болезни было свойственно и святым, но отпускать грехи свойственно одному только Богу. Потому-то и возмутились книжники». Они пришли в негодование из-за того, что Иисус, по их мнению, присвоил Себе прерогативу Творца и потому, по их представлениям, оскорбил Бога. Господь даже не пытался спорить с ними: Он просто применил против них их же оружие: Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи? (Мк. 2, 9).
Но не будем забывать, что книжники сами верили в то, что никто не может встать до тех пор, пока не будут прощены его грехи. Если Христос мог дать расслабленному возможность встать и ходить, то это служило неопровержимым доказательством того, что человеку были прощены его грехи и что утверждения Спасителя справедливы. Так Иисус Христос показал, что может даровать прощение душе человека и исцеление его телу.
Перед нами, дорогие братья и сестры, чудесная картина человека, исцеленного и спасенного верой его друзей. Если бы не они, он так никогда и не смог бы приблизиться ко Христу, чтобы получить исцеление. Мы не можем принудить людей принять Христа против их воли. Не каждому дано помочь другим в познании религиозной истины; но в наших силах указать путь, на котором они сами смогут найти для себя эту истину. Мы не можем сделать всех людей христианами, но можем приложить все усилия, дабы собственным примером нашей любви привести людей ко Христу.
Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)