Во второе воскресенье после Пятидесятницы Церковь совершает уникальную службу, посвященную памяти всех русских святых. По словам святителя Иоанна Шанхайского, это память «всех святых, которых взрастила Русская Церковь, Русская земля». Возникновение данного богослужения связано с личностью святителя Макария – Предстоятеля Русской Церкви во времена правления Ивана Грозного. Именно по инициативе Первоиерарха после проведения Поместных, так называемых Макарьевских Соборов, на которых был канонизирован целый ряд русских святых, принимается решение о совершении особого богослужения.
Но в Синодальную эпоху это богослужение предается забвению. Возрождение традиции его совершения происходит только лишь на Поместном Соборе 1917–1918 гг. Это произошло благодаря усилиям святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского, и профессора Петроградского университета Б.А. Тураева.
В дошедшем тексте службы присутствовало огромное количество ошибок, поэтому его пришлось составлять практически заново. Профессор Б.А. Тураев вскоре после проведения Поместного Собора скончался, и богослужебные тексты в подавляющем большинстве пришлось написать владыке Афанасию (Сахарову). Стоит отметить, что этот процесс занял у него почти всю оставшуюся жизнь.
Русская земля и русский народ принесли прекрасный плод – мы чествует своих родных святых. Подобно Авелю, принесшему самого лучшего ягненка из своего стада, мы приносим лучший, прекраснейший плод Богу, чествуя Его святых, просиявших в нашем отечестве.
Церковь существует в двух состояниях: Церковь невидимая – торжествующая и видимая – воинствующая. Последняя – та, в которой пребываем мы, находящиеся на пути спасения. Святые пребывают в прославленной Церкви. Но, составляя Единую Церковь, мы можем обратиться к ним с молитвой, чтобы те, в свою очередь, ходатайствовали за нас перед Христом.