"И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать?"

Когда Иисус шел из дома начальника синагоги Иаира, то за Ним последовали двое слепых. Они, конечно, желали исцелиться, а потому и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов! (Мф. 9, 27). Евфимий Зигабен пишет: «Узнав о совершенных Им чудесах и веруя, что Он есть ожидаемый Христос, о Котором часто слышали, они приходят и следуют за Ним, крича: помилуй, т.е. исцели. Называют Его Сыном Давидовым, потому что они слышали также, что Он должен произойти из рода Давидова. Они кричат, чтобы оказать Ему честь, потому что у иудеев это название было величайшей честью».

Необходимо также отметить, что в течение многих веков иудеи ждали обетованного освободителя из рода Давидова, вождя и руководителя, который не только вернет им свободу, но поведет их к силе, власти, славе и величию. Возможно, эти слепые видели во Христе чудотворца, Который поведет народ к свободе и победе.

Сам Спаситель, желая, по-видимому, испытать веру называвших Его Сыном Давида, то есть Мессией, как бы не обратил внимания на эти крики. Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! (Мф. 9, 28). Получив утвердительный ответ на Свой вопрос, Господь коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам (Мф. 9, 29), и произошло чудо.

Митрополит Сурожский Антоний говорил: «Чудо – это момент, когда восстанавливается гармония, нарушенная человеческим грехом. Это может быть вспышка на мгновение, это может быть начало целой новой жизни: жизни гармонии между Богом и человеком, гармонии тварного мира со своим Творцом. В чуде восстанавливается то, что должно быть всегда; «чудо» не означает что-то неслыханное, неестественное, противное природе вещей, но, наоборот, такое мгновение, когда Бог вступает в Свое творение и бывает им принят. И когда Он принят, Он может действовать в сотворенном Им мире или в каждой отдельной твари свободно».

Когда же глаза слепых открылись, Спаситель строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал (Мф. 9, 30). Причиной же, по которой Христос запрещал разглашать об исцелении, было Его смирение и нежелание, чтобы слава о Нем распространялась и мешала проповеди.

Борис Ильич Гладков отмечает, что Господь «… знал, что пораженные чудесами евреи могли провозгласить Его Царем Израилевым, то есть признать Его не тем Мессией, каким Он был, а каким им хотелось Его видеть, поэтому Он всегда уклонялся от всяких поводов к провозглашению Его Мессией, и даже запрещал Апостолам разглашать, что Он Христос; поэтому-то Он запрещал и исцеленным рассказывать об их исцелении».

Когда же прозревшие выходили из дома, к Господу привели немого бесноватого. Как жаждущие путники в пустыне спешат к единственному найденному источнику воды, так и люди, жаждущие здравия душевного и телесного, спешат к Господу, Источнику всех этих благ. Господь, видя веру людей, приведших немого бесноватого, исцеляет его. И когда бес был изгнан, немой стал говорить. (Мф. 9, 33).

Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Так как этот бесноватый, будучи не в состоянии говорить, не мог просить ни сам, ни через других, так как бес связал его язык, а с языком и душу, – то Господь не спрашивает его о вере, но немедленно исцеляет от болезни».

Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, напоминают нам о том, что наша молитва должна быть соединена с твердой верой. Самое же главное в стяжании такой веры – это чистота человеческого сердца. Ведь присутствие Божие мы познаем не только внешними чувствами, но, что более, смиренным сердцем, наполненным доверием к Богу.

И тогда Господь по Своему милосердию и по нашей вере может сподобить нас чуда и ввести в Свое вечное Царство, если мы, еще не видя красоты и славы Царствия Небесного, будем стремиться ко спасению и просить Господа просветить нас Его светом. Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)