Неделя 8-я по Пятидесятнице

Получив известие о смерти Иоанна Крестителя, Христос удалился из Галилеи вместе с апостолами, только что возвратившимися из своего проповеднического путешествия. Они переплыли на лодке на восточную сторону Тивериадского озера в пустынное место близ города Вифсаида, располагавшегося на востоке от впадения Иордана в Геннисаретское озеро.

Пристав к пустынному берегу озера, где ожидавшие Спасителя толпы народа не могли найти себе ни ночлега, ни пищи, апостолы с наступлением вечера обратились ко Христу с просьбой: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи (Мф. 14, 15). Эти слова апостолов исполнены заботой о народе, который шествовал за Христом.

Евфимий Зигабен пишет: «День уже начал склоняться к вечеру… но сами они не вкушали пищи, так как усердие к слушанию пересилило голод. Христос, желая поэтому насытить их чудесным образом, тоже ожидал повода со стороны их, чтобы не показалось, что Он спешит к совершению чудес; равным образом для того, чтобы взалкав, они больше поняли чудо».

На просьбу учеников Господь отвечает: не нужно им идти, вы дайте им есть (Мф. 14, 16). Конечно, ученики удивились и ответили: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы (Мф. 14, 17). Но в руках Господа малое становится великим и потому, показывая ученикам, что для Него нет ничего невозможного, Спаситель просит принести Ему эти хлебы и рыбы, а затем совершает чудо. И хотя ученики и сами испытывали сильный голод и ничего больше не имели, однако без всякого возражения повиновались. Господь, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу (Мф. 14, 19).

Святитель Кирилл Александрийский поясняет: «Чтобы Христос был всяческим образом познан как сущий по природе Бог, Он приумножает малое количество и взирает на небо, словно бы прося вышнего благословения. И Он делал это по домостроительству ради нас. Ибо Он, все наполняющий, Сам есть вышнее благословение от Отца. И чтобы мы узнали, что, приступая к трапезе и собираясь преломить хлебы, мы должны возносить их Богу, словно бы полагая на обращенные вверх ладонями руки, и низводить на них вышнее благословение, Он домостроительно стал для нас началом, и образцом, и путем этого дела».

Когда же, по повелению Христа, стали собирать остатки хлеба, то набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей (Мф. 14, 20–21). Коробами назывались те корзины, которые евреи брали с собой в путешествие вместо походных сумок для хранения пищи. Как бы малы ни были эти короба, во всяком случае нельзя было наполнить двенадцать коробов пятью хлебами, разломанными на куски, если бы количество этих кусков не было чудесным образом умножено.

Святитель Иоанн Златоуст замечает: «Пять хлебов преломил и раздал, и эти пять хлебов в руках учеников не истощались. Но и тем чудо еще не ограничилось. Господь сделал, что оказался избыток, и избыток не в цельных хлебах, а в кусках, чтобы показать, что это точно остатки от тех хлебов, и чтобы не находившиеся при совершении чуда могли узнать, что оно было».

Это удивительный духовный закон: чем больше человек отдает другому, тем больше прибавляется у дающего. И если мы не будем проходить мимо трудностей и проблем людей, нуждающихся в нашей помощи, каждый из нас сможет убедиться в действии этого духовного закона на примере своей жизни. Ведь из нашей малости Господь сотворит с избытком.

А потому, дорогие братья и сестры, будем помнить, на примере сегодняшнего евангельского события, что за все, отданное нуждающимся Христа ради, Господь через Свои руки вернет нам во много раз больше, подобно тому как Он наполнил двенадцать коробов. Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)