3 октября в клубе православного общения решили поговорить о тщеславии, страшно неприятном и "липком" грехе, а точнее состоянии, с которым хоть раз в жизни находился почти каждый человек. Тщеславие - двусоставное слово. Это "тщетная" (напрасная, пустая) "слава". Пустая она именно потому, что непрочна и скоропреходяща. В поиске славы земной, человек лишается славы Божьей, чем и страшно это состояние.
Во втором блоке беседы посмотрели на истоки тщеславия с точки зрения психологии. Увидели, что корнем поведения тщеславного человека является длительное переживание унижения, складывающееся в результате этого переживания неуверенность, заниженная самооценка и желание восполнить эти пробелы достижением хорошего мнения о себе. И чем более ничтожным себя считает человек, тем более желает возвыситься, быть "хорошим" для всех, очень болезненно относится к критике, которая напоминает ему о его внутреннем унижении. Страшно в этом состоянии то, что человек, в отличие от других страстей, которые хоть временно приносят какое-то удовлетворение, постоянно находится в состоянии подавленности, страха и остающейся внутренней неуверенности. Идет запрос на похвалу, хорошее мнение, неважно ценно оно само по себе, правдиво или ложно.
Грехи тщеславия и гордости часто путают. Отдельно уделили внимание на беседе рассмотрению этого вопроса.
Основным отличием этих духовных недугов является, во-первых, то, что гордость вырастает из корня тщеславия, вытекает из него; а во-вторых, что для гордого человека не важно ничье мнение кроме своего собственного, хоть ему и приятна похвала. Тщеславный же человек прислушивается к мнению других для получения одобрения (хотя это не означает, что он уважает и любит этих других) и поэтому у него еще возможен элемент веры. Состояние же гордости более опасное, это уже "бесовский нрав".
Отдельно пoрассуждали о видении и понимании тщеславия святыми отцами Церкви. Принимая во внимание мнения отцов, опираясь также на собственный опыт переживания данной греховной страсти, попытались выделить основные направления противостояние греху тщеславия, который способен обесценить любое доброе дело. Каждому греху обязательно противостоит добродетель, которая помогает его победить. Так вот такой добродетелью, оружием против греха тщеславия, является смирение и частая молитва.
Диакон Сергий Пучек