13 января Православная Церковь молитвенно совершает службу Отдания Рождества Христова. Все богослужение, песнопение, чтение, молитвы, священнодействия дышит неизреченной радостью Рождественского торжества. После светлых дней Пасхи ни одно евангельское событие не празднуется церковью с такой духовной радостью, как Рождество Христово.
Почти 2000 лет прошло со дня совершения «великой благочестия тайны», но искупленное Христом Спасителем человечество в основанной им на земле церкви не перестает в лице лучших своих представителей приносить Ему жертву хвалы и благодарения.
Так в чем же для нас, сегодняшних христиан, заключается смысл, непреходящее значение и реальная не умирающая сила Рождества Христова? Почему сказание евангелистов о Младенце, рожденного Бога в вертепе так волнует наши души и заставляет учащенно биться наши сердца? Своим отпадением от Бога человек воздвиг страшную пропасть, и сам не в силах был ее преодолеть. Всем криком и тоской своей падшей души он стал стремиться к возвращению в Отчий дом. Но ему оставалось только ждать и верить, что когда-нибудь настанет время примирения с Богом.
И вот, когда пришла полнота времени, послал Бог Своего Сына Единородного. Господь склонился к нам в Своей Божественной любви, и Слово стало плотью, Бог стал Человеком, и на темном горизонте человеческой истории зажглась утренняя заря. В одном лице Иисуса Христа неизменно и непреложно навсегда и вечно сочетались Божественное и человеческое естество.
С рождением Богомладенца Христа рухнула многовековая ветхозаветная преграда. Первородный грех спал, как шелуха, растаял, как туман. Человек получил долгожданную возможность воссоединиться с Богом. Ничтожная природа человеческая из того состояния, в какое она спала вследствие грехопадения, возвысилась над девятью ангельскими чинами, достигла высшей ступени Божественной природы, с которой ипостасно и соединилась, и человек, таким образом, обожился.
Поэтому Рождество Христово есть праздник нового второго творения жизни через влитие в нее Божественного света. «Помысли все это человек, и возвеселись духом, — говорят святые отцы. — Ты изгнан из рая, но ныне открываются тебе райские двери. Ты удален от Бога, но ныне Сам Господь Иисус сходит к тебе во плоти, чтобы ввести тебя в первое блаженство».
Но Господь является не во славе, не в громе и молнии, а в немощи, беспомощным и уязвимым, в образ новорожденного Ребенка. В Своем Рождестве Он отдается нашей любви, призывая нас ответить на Его беззащитность защищающей и соединяющей нас с Ним любовью. Он — Маленькое Дитя, способное погибнуть от любого ветерка, приходит к нам с главным вопросом: Могу ли Я родиться в тебе, в твоей душе, в твоем доме, в твоей семье, среди твоих близких? Могу ли Я прийти к тебе? Пустишь ли ты Меня к тебе? Вот в чем тайна Рождества.
Тогда, 2000 лет тому назад для Него оказались закрытыми все двери града Вифлеема. Никто не согласился дать приют Святому Семейству. Но места не нашлось не в домах, а в сердцах человеческих. Никто не принял Его рождение, все отвернутся и от Его смерти. Человечество отослало Его на далекий бесконечный путь страданий и лишений, отверженности и непонимания.
Но разве так было только тогда, во дни римского Императора Августа? Разве не происходит это из века в век? Этот Младенец сегодня опять с нами. И мы часто становимся похожими на людей, которые жили тогда, в Вифлееме. Сколько душ испуганно затворяют свои двери, когда Христос стучится в них. Одни боятся нарушить свой покой или стеснить себя. Другие погружены в заботы, а у иных давно угасла духовная жажда, молитвенное горение первых христиан. И такие люди становятся обычными, теплохладными обывателями, которые словами говорят о Христе и никого они не греют своими делами.
Есть и такие, что не прочь отвести Богу некоторое место в своей жизни, но чаще всего это место где-то на задворках его бытия. И поэтому становится понятной мысль святых отцов, которые говорили, что Христос мог тысячу раз рождаться в Вифлееме, но тебе нет в этом никакой пользы, если Он хотя бы раз не родится в твоей собственной душе.
И сегодня Христос ищет новые ясли для Своего рождения, ясли человеческого тепла, любви, понимания. Только в сердце, распахнутом покаянием и слезами, может засиять свет Рождества Христова. Нам нужно оставить всякую гордость и надменность нашего ума, оставить все распри, вражды, нестроения, избегая всякого унижения других, злословия и осуждения и поспешить к источнику света, радости, милосердия и всепрощения.
И когда в душах наших вдруг затеплится любовь, значит, рождается в ней Христос. И тогда эта любовь будет подвигать нас к умиранию за другого человека. И нам не надо бояться этой любви. Надо отдать себя ей всего без остатка. И тогда родившийся Богомладенец станет реальностью не только давно минувших лет истории, но и нашей сегодняшней жизни. Аминь.
Протоиерей Георгий Поляков