Великий Вторник

В Великий Вторник Церковь вспоминает проповедь Иисуса Христа в Иерусалимском храме, а также Его притчи, рассказанные ученикам. События, которые вспоминаются Церковью в этот день, описаны в Евангелии от Матфея. По сообщению святого евангелиста, во вторник последней недели Своего земного служения Господь пришел в Иерусалимский храм, где учил народ. После проповеди в храме, Христос рассказал ученикам притчи о Втором пришествии, о десяти девах и о талантах.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский:

Вы сейчас слышали, возлюбленные, трогательную песнь: "Се, Жених грядет в полунощи", которая поется на утренях в первые три дня Страстной седмицы. Чтобы она для всех была понятна и всем принесла желаемую пользу, позвольте мне предложить любви вашей объяснение ее.
Песнь: "Се, Жених грядет в полунощи" напоминает нам притчу Спасителя, в которой Он уподобляет Царствие Небесное десяти девам, которые, по древнему обычаю взяв светильники свои, выходили навстречу жениху. Составитель песни имел в виду именно эту притчу.
Объясним ее вкратце: десять дев, пять мудрых и пять юродивых, означают нас христиан; из нас одни мудры - по своей вере, добродетельной жизни и готовности к смерти; другие неразумны по своему маловерию или холодному равнодушию к вере, по своей порочной плотской жизни, по своей неготовности к смерти и тотчас за нею следующему суду. Так как человекам положено однажды умереть, а потом суд (Евр. 9, 27). Неразумные, сказано, взявши светильники свои, не взяли масла с собою. Что же это за светильники и что значит масло для этих светильников? Светильники - это души наши, по слову Спасителя: светильник для тела есть око (Мф. 6, 22), под оком Он разумеет сердце человеческое, или душу; масло - милостыня, по изъяснению святого Иоанна Златоуста, или вообще добрые дела. Итак, неразумные христиане, вышедши навстречу Жениху, не приготовили для душ своих добрых дел, которые могли бы поддержать их духовную жизнь. Мудрые же, сказано, взяли масло в сосудах со светильниками своими, т.е. они запаслись добрыми делами, чтобы достойно встретить Жениха. Кто же Жених? - Иисус Христос. Когда же и как мы выходим навстречу Ему? Вся жизнь наша должна быть приготовлением сначала к частной встрече Его, потому что всякая душа по смерти своей должна явиться к Нему с ответом, как к Начальнику жизни, и потому всю жизнь свою мы должны заботиться о приобретении и сохранении в сердцах своих живой веры и горячей любви ко Господу, чтобы по смерти нашей непостыдно и неосужденно предстать у страшного Престола Господа Славы; на общую же встречу Ему мы выйдем по воскресении нашем из мертвых, когда все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изымут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения (Ин. 5, 28-29). Жених коснит, т. е. Иисус Христос медлит пресекать жизнь нашу смертью, не желая, чтобы кто погиб во грехах, но чтобы все пришли к покаянию (2 Пет. 3, 9); равно медлит и вторым славным и страшным пришествием Своим - для того, чтобы умножались более и более сыны Царствия Небесного;между тем люди, обольщаемые временною сладостью греха, ненаказанностью его, и, видя, что мир стоит прочно, и думая, что он будет так стоять бесконечно, да и сами пользуясь прочным здоровьем и другими вещественными благами, погружаются в душевную дремоту. Нерадят о своем исправлении и - спят греховным сном. Но вот в самую полночь греховного сна, когда никто из грешников и не думает о своей страшной опасности, раздается громкий голос: "се, Жених грядет, исходите в сретение Его!" Тогда все встрепенулись и возжгли светильники свои, т. е. напрягли душевное внимание. Хорошо будет в это время мудрым христианам: их души будут гореть огнем сладчайшей любви ко Господу, но худо неразумным: души этих последних, как светильники без масла, будут гаснуть, т. е. будут темнеть и хладеть от недостатка любви к Богу, источнику любви, и начнут предвкушать муки ада. Попросят елея, т.е. добрых дел у мудрых христиан, но те не дадут, чтобы и у них не оказалось недостатка, пойдут покупать у продающих, т.е. спохватятся делать добрые дела, и пойдут искать случая для этого, но в это именно время придет Жених, т.е. в то самое время, как они захотят делать добрые дела, их застигнет смерть и поставит их пред Небесным Судиею без всяких добродетелей, смердящих своими беззакониями. Захотят они войти в чертог Небесного Царствия, к которому все мы и предназначены от самого своего рождения, для которого и живем - их Господь не пустит и скажет им: не знаю вас. Итак, бдите, заключает Господь притчу, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий, Теперь понятна будет для всех нас церковная песнь: "Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, (т.е. всякий христианин), егоже обрящет бдяща; недостоин же паки, егоже обрящет унывающа (спящим греховным сном); блюди убо, душе моя: не сном отяготися (т.е. не отягощайся душевным греховным сном), да не смерти (вечной) предана будеши, и Царствия вне затворишися; но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородищею помилуй нас". Аминь.