Вечером в Великий четверг совершается Утреня Великой пятницы, или служба 12-ти Евангелий, как обычно называют это богослужение. Все это богослужение посвящено благоговейному воспоминанию спасительных страданий и крестной смерти Богочеловека. Каждый час этого дня есть новый подвиг Спасителя, и отголосок этих подвигов слышится в каждом слове богослужения.
По традиции в храмах во время чтения страстных Евангелий царит полумрак, а верующие стоят с зажженными свечами. Собравшихся как бы окружает тьма Гефсиманской ночи, а после каждого отрывка из Евангелия звучит траурный удар колокола.
Церковь раскрывает пред верующими полную картину страданий Господних, начиная от кровавого пота в Гефсиманском саду и до Голгофского распятия. Перенося нас мысленно через минувшие века, Церковь как бы подводит нас к самому подножию креста Христова и делает нас трепетными зрителями всех мучений Спасителя.
После шестопсалмия, тропаря «Егда славнии ученицы» и малой ектеньи молящиеся зажигают свечи и как бы вступают в глубокую тьму Гефсиманской ночи, окутывающей теперь мир. Начинается чтение двенадцати Евангелий. Это очень древний чин. В Иерусалимской церкви в первые века христианства Евангелие читали всю ночь в тех местах, где Господь учил Своих учеников перед страданиями – на Елеонской горе, где был взят под стражу – в Гефсимании, где был распят – на Голгофе. Ночью, переходя из одного навеки памятного места к другому, освещая каменистый путь светильниками, шли верующие но стопам Господа с молитвой.
Верующие внимают Евангельским повествованиям с зажженными свечами в руках, и после каждого чтения устами певчих благодарят Господа словами: «Слава долготерпению Твоему, Господи!» После каждого чтения Евангелия соответственно ударяют в колокол.
В промежутках между Евангелиями поются антифоны, которые выражают негодование по поводу предательства Иуды, беззакония иудейских начальников и духовной слепоты толпы. «Какая причина сделала тебя, Иуда, предателем Спасителя? – говорится здесь. – От лика ли апостольского Он тебя отлучил? Или дара исцелений тебя лишил? Или совершая Вечерю с остальными, тебя к трапезе не допустил? Или других ноги умыл, а твои презрел? О, скольких благ ты, неблагодарный, удостоился.»
И далее как бы от лица Господа хор обращается к древним иудеям:
«Люди Мои, что сделал Я вам или чем обидел вас? Слепцам вашим открыл зрение, прокаженных очистил, человека на одре восставил. Люди мои, что Я сотворил вам и что вы Мне воздали: за манну – желчь, за воду [в пустыне] –уксус, вместо любви ко Мне ко кресту пригвоздили Меня; не буду терпеть вас более, призову Мои народы, и они Меня прославят со Отцом и Духом, и Я дарую им жизнь вечную.»
После шестого Евангелия и чтения «блаженных» с тропарями следует канон трипеснец, передающий в сжатой форме последние часы пребывания Спасителя с апостолами, отречение Петра и муки Господа и поется трижды светилен.
Существует древний обычай после последнего Евангелия не гасить свою свечу, но принести ее домой горящую и ее пламенем сделать маленькие крестики под верхней перекладиной каждой двери дома (ср. Исх. 12:22). Этой же свечей зажигают лампаду перед иконами.
...Утреня Великого Пятка окончилась. Однако огни страстных свечей еще горят. Они выплывают за двери храма на церковный двор и растекаются по улицам. Трепетные, пылающие звездочки борются с мраком ночи. Не наши ли это души, пробужденные Страстями Христовыми?
Сколько Духовной силы и любви к Распятому за нас Господу влито в сердце человеческое; сколько разбужено покаянных чувств — преддверие радости Воскресения! Прекрасная, возвышенная служба! Бесценное сокровище нашей Святой Православной Церкви!
Источник: По книге С.В. Булгакова, Настольная книга для священнослужителей