Дорогие отцы, братья и сестры! От всего сердца приветствую вас словами пасхального ликования: Христос воскресе! Воистину воскресе Христос! Все мы любим жизнь и хотим жить. Это норма для человека — дорожить своей жизнью и сопротивляться смерти. Как тонко заметил святитель Николай Сербский, люди любят жизнь «даже больше истины, хотя без истины и нет жизни. Смерть не естественна, а противоестественна; смерть идет не от природы, а против природы». Тем удивительнее феномен самопожертвования, когда человек добровольно избирает смерть, чтобы другой человек остался в живых.
Весной 1945 года в концлагере Равенсбрюк в Германии приняла мученическую кончину русская монахиня, мать Мария (Скобцова). Согласно свидетельствам биографов, она сама проследовала на казнь вместо другой женщины, надев платье с ее номером. Менее чем через месяц лагерь при участии войск 2-го Белорусского фронта был освобожден, и эта история стала известна.
Как мать Мария пошла в газовую камеру, чтобы жила женщина, имени которой мы не знаем, так и Господь наш Иисус Христос пошел на крест, чтобы жил каждый из нас. Будучи истинным Богом, но также и истинным Человеком, Он заменил Собой человека, обреченного на смерть. Будучи безгрешным, Он отдал Себя в жертву за грешный род людской. В лице Христа Бог разделил с человеком все последствия греха: физическую и душевную боль, смертную муку, адскую посмертную тьму. По мысли святителя Иоанна Златоуста, то место преисподней, куда спустился Господь, «было самое мрачное и безотрадное и никогда не причастно было природе света, <…> пока не сошло туда Солнце правды, не осветило и не сделало ада небом, — потому что где Христос, там и небо». Христос явился туда, где Бога нет — и, как говорит митрополит Антоний Сурожский, «Своим Божеством, Жизнью вечной, Светом неумирающим заполнил всё».
Пройдя путем страданий до конца, Спаситель даровал человеку жизнь бесконечную! Именно даровал, как подчеркивает святитель Иоанн Златоуст: «Мы не обагряли оружия кровью, не стояли в строю, не получали ран и не видели сражения, а победу получили; подвиг — Владыки, а венец — наш».
Казалось бы, но где же тогда победа Божья и наша, если люди всё еще умирают? Где эта победа, если люди всё еще грешат?
Святитель Николай Сербский отвечает на эти вопросы так: «Всякий, входящий в эту жизнь чрез материнскую утробу, исходит из этой жизни чрез смерть и гроб. Таково правило. Но только для нас, умирающих во Христе, смерть является уже не мрачною бездной, а рождением в новую жизнь и возвращением в отечество свое». Мы по-человечески боимся смерти — но восставший из мертвых Христос дал нам возможность не быть рабами этого страха, подняться над ним и спокойно смотреть на горизонт земного бытия, зная, что многое проходит, но любовь никогда не перестает (1 Кор. 13:8).
«Воистину Господь победил грех, — утверждает далее святитель Николай. — Христос есть несравненный и величайший Врач в истории человечества, ибо Он дал людям лекарство от болезни всех болезней, то есть от греха, из коего рождаются все прочие болезни и все прочие страдания человеческие, и душевные, и телесные. Это лекарство — Он Сам, воскресший и живый Господь. Он является единственным и только одним надежным средством от греха». Так образно святой развивает слова Спасителя: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6:54).
Лекарство от греха предлагается нам за каждой Литургией под видом хлеба и вина. В нашей власти употребить его — и если мы, уже вкусив Христовых Таин, продолжаем грешить, то это потому, что сами снова и снова выбираем грех. Но Бог не покушается на нашу свободу, а терпеливо ждет рядом и в ответ на искреннее раскаяние снова и снова нас прощает — до семижды семидесяти раз (Мф. 18:22) и еще больше.
Как нам реагировать, чем отозваться на эту любовь? Пусть наших сердец коснется бескомпромиссный ответ митрополита Антония Сурожского: «Так любить каждого человека, как его возлюбил Бог: любой ценой и до конца. И если мы так научимся любить, то мир наш станет новым, другим миром; тогда придет к нам Царство Божие, Воскресение, новая жизнь. Но для этого каждый из нас должен умереть — не телесной смертью <…>, а отказом от всего себялюбия, от искания своего, открыться Богу, открыться другим, жить для других».
Молитвенно желаю, чтобы светлые пасхальные дни стали для всех нас временем, когда мы сможем пожить для других: обогреть своим теплом ближних, простить наших личных обидчиков, помочь слабым и уязвимым, поделиться самой актуальной новостью о том, что в далеком Иерусалиме ради нас воскрес Христос.
Это моя первая Пасха в Гродно — и я с трепетом и любовью обращаю к вам, родные, призыв объединиться в радости о Господе. Радуйся, земля Гродненская, славная традициями, прекрасная достоинством, богатая людьми! Радуйся, ибо Христос воскресе!
Воистину воскресе Христос!
Благословение Господне да пребывает на вас и ваших семьях!
+ Антоний, архиепископ Гродненский и Волковысский
Пасха Христова 2022 г.