После празднования Вознесения Господня Святая Церковь совершает память отцов Первого Вселенского Собора. Сегодняшнее евангельское чтение — чтение воскресенья, которое выпадает между двумя праздниками, Вознесением и Пятидесятницей, как будто обращает нас к прошлому.
В нем мы слышим обращение Христа к Богу-Отцу в момент надвигающихся страшных событий — Его крестной смерти и момента расставания Его со Своими учениками. В тех словах, которые произносил Спаситель ещё до Своей крестной смерти, Он выразил великое Откровение о том, что Церковь, уже лишённая возможности быть зримо с воплотившимся Христом на этой земле, будет обладать особым попечением Господа о Ней.
Обращаясь к Богу-Отцу, молит Он не о всём мире, но прежде всего именно об этих немногих Своих учениках. Он говорил о том, что впоследствии будет названо Церковью. Говорил о тех, кого Он оставлял в мире исполнять Его собственную миссию — миссию преображения этого мира, миссию спасения этого мира.
Со времен апостольских, в христианской Церкви начали возникать ереси и расколы. Святой апостол Павел, как мы слышали, убеждая пастырей Ефесской Церкви бодрственно пасти стадо Христово, говорил: ибо я знаю, что по отшествии моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою (Деян. 20:29,30).
Враг рода человеческого, враг истины и добра, вооруживший исполненных клеветы и лукавства сынов человеческих против Самого Спасителя, не оставил в покое и его последователей, и сначала воздвигал гонения на христиан, продолжавшиеся почти триста лет, потом старался внести внутрь самого общества христианского разрушительную заразу суемудрия и неповиновения Богооткровенному учению апостольскому.
Пресвитер Арий, живший в то время в Александрии, начал учить, что Христос - Сын Божий по благодати, а не по существу. То есть в результате своей земной жизни, служения и преданности Богу, Иисус стал Сыном Божиим. За то, что Он совершил на земле, Бог возвысил Его, воскресил из мертвых и вознес на Небеса. Такова вкратце была идея Ария, обращенная к христианам в начале IV века.
Если говорить о Христе не как о Боге во всем равном Богу Отцу и Богу Духу Святому, а как о всесовершенном творении Божием, то разрушается важный догмат христианской веры – учение о Святой Троице. Ибо если Христос не Бог, то все христианство подлежит разрушению, как всякое дело человеческое, и спасение наше не имеет под собой какой-либо прочной опоры.
Тогда православные епископы, которые отстаивали идею Богосыновства Христа по существу, по природе, от вечности, а не по благодати, собрали Первый Вселенский Собор. Это было в 325 году. Соборным разумом было выражено православное учение о Христе Спасителе как Сыне Божием, Втором Лице Святой Троицы, вечном Боге, Единосущном, равном во всем Богу Отцу. Впервые в истории Церкви был провозглашен единый Символ христианской веры. И всякий раз, когда народ Божий, который во имя Своего Спасителя собирается, чтобы совершить великое Таинство Благодарения, звучит и будет звучать до конца времён этот Символ. Смысл в том, что вера не должна быть повреждена, и именно это прозвучало на Соборе.
Учение Христа конкретно. Это не масса общих приятных слов о том, как хорошо будет человеку в Царствии Небесном. Христос зовет человека в Царствие Небесное не на прогулку и не через прогулку. Христианство, будучи религией радости, ждет от человека труда. Не требует самоистязания, не предлагает придумать себе крест, а предлагает быть верным Христу в каждодневных житейских обстоятельствах. Поэтому мало слова Спасителя выслушать, мало надеть на себя нательный крест. Нужно, как сегодняшнее Евангелие говорит, все это принять. Принять не через ухо, а через руку, не через слышание, а через делание. И только в этом случае становится ясно, что иго Христово – благо, а бремя Его легко есть (см. Мф. 11: 30).
Поэтому главное в Православии не знание содержания Евангелия и догматического богословия, а причастность тому опыту, который стоит за словами.
В 1930 г., новомученик нашей Церкви, святитель Фаддей, архиепископ Тверской, именно в этот день, произнес следующее: '' Прославим же память отцов Первого Вселенского Собора, и не столько словами похвальными уст, сколько верностью заветам отцов в жизни. Отцы Собора не от себя вновь изрекали истину, а соткали ее в Символе веры из слов Божественного Писания, древних, вечных. Не должны ли мы потому неизменно хранить ''Никейскую веру'' как завет жизни, неизменный залог спасения? ''
Дорогие братия и сестры, прославляя сегодня Святых Отцов, утвердивших православную веру, будем молить Господа, чтобы Он помог и всем нам сохранить правую святую божественную веру до конца нашей жизни и этою верою достигнуть желаемой блаженной вечности. Аминь.
Архиепископ Артемий (Кищенко)