Чин Погребения Пресвятой Богородицы – особое богослужение в Церкви, во время которого воспоминается успение и погребение в Гефсимании Божией Матери. Чин Погребения включает в себя как грустные песнопения, посвященные успению Девы Марии, так и богослужебные тексты, дарующие человеку надежду на исполнение обетования самой Богородицы о заступничестве человечества перед Богом до момента скончания времен.
Традиция совершения чина была перенята со Святой Земли. На подворье Гефсиманского монастыря в Иерусалиме, расположенном против дверей храма Воскресения Господня, хранится Плащаница с изображением Успения Пресвятой Богородицы, употребляемая на успенском богослужении. Плащаница лежит, окруженная подсвечниками. Начиная с праздника Преображения перед Плащаницей ежедневно служатся молебны, акафисты и вечерня. После Божественной литургии Плащаница торжественно переносится в Гефсиманию в воспоминание перенесения туда с Сиона апостолами тела Богоматери. В крестном ходе участвует множество представителей духовенства со свечами. Плащаницу несет в предшествии клира настоятель на широкой шелковой перевязи через плечо с бархатной подушкой. Крестный ход сопровождается стечением большого числа паломников. В Гефсимании, куда процессия прибывает с восходом солнца, Плащаница полагается в каменной пещере на ложе Богоматери. В сам же день праздника совершается служба Погребения Богоматери, состоящая из пения 17-й кафизмы с припевами – похвалами, подобными великосубботним.
Славным праздником Успения Царицы Небесной Святая Церковь возвещает нам радость. Радость Воскресения Христова, Пасхи Господней, предшествующей Успению Пречистой Богоматери — Пасхе Богородичной. Радость жизни и чуда Воскресения, когда смерть, являвшая собою самую великую скорбь, становится самой великой радостью. Радость Пречистой Матери Божией и в вечной жизни быть с Богом, с Которым Она была рядом всю Свою жизнь земную. Как ликующе говорится об этом в каноне празднику Успения Пречистой «Да вострубят трубою духовною горы Небесныя, да радуются холми, и да играют Божественнии апостоли: Царица к Сыну преставляется, с Ним царствующи».