«Крест – красота Церкви!»

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня – двунадесятый праздник, то есть одно из двенадцати наиболее значимых христианских торжеств. После того как свершились величайшие события в истории человечества – Распятие, Погребение, Воскресение и Вознесение Христовы –  орудие казни Спасителя было утеряно. В семидесятом году римские войска разрушили Иерусалим, а на месте Голгофы и Пещеры Гроба Господня были построены языческие храмы.

В 305 году в Римской империи воцарился Константин Великий, который прекратил гонения на христиан, поддерживал церкви и общины, подписал Эдит о веротерпимости и все время правления поддерживал христианскую церковь. Особое значение для Константина имел Святой Крест – орудие позорной казни, и в то же время символ спасения всего человечества. По преданию, перед важной битвой Константину было видение креста. Он нанес его изображение на флаг и щиты воинов и одержал победу над врагами. Он поручил своей матери, царице Елене, найти свидетельства земной жизни и проповеди Спасителя. Царица Елена, отправилась в Святую землю, чтобы установить – где именно происходили евангельские события. За триста лет в Иерусалиме все изменилось. Город не раз разрушался, перестраивался и переименовывался. На месте Голгофы и Гроба Господня были возведены языческие храмы. Доверенные лица царицы Елены опрашивали местных жителей. Им удалось установить приблизительное место страданий Спасителя.
Раскопки было решено проводить рядом с Голгофой, так как у иудеев был обычай закапывать орудия казни рядом с местом ее совершения. По преданию, в де­ле об­ре­те­ния Чест­но­го Кре­ста Гос­под­ня ока­зал по­мощь один ев­рей, по име­ни Иу­да. К ев­ре­ям, жив­шим в Иеру­са­ли­ме, ца­ри­ца Еле­на обрати­лась с прось­бой ука­зать ей ме­сто, где скрыт Крест Гос­по­день. Они отка­за­лись сделать это, ссы­ла­ясь на свое не­зна­ние, и только по­сле угроз цари­цы ука­за­ли на стар­ца Иу­ду, который мог ука­зать ца­ри­це это ме­сто. Но и Иу­да дол­го не со­гла­шал­ся ис­пол­нить тре­бо­ва­ние цари­цы и только по­сле истя­за­ний при­вел ее к то­му ме­сту, где был на­сы­пан боль­шой холм из земли, му­со­ра и кам­ней и где не­ко­г­да рим­ский царь Ад­ри­ан по­стро­ил ка­пи­ще в честь язы­че­ской богини Ве­не­ры. Ко­г­да раз­ру­ши­ли идольский храм, разбросали му­сор и рас­копа­ли зем­лю, бы­ли обре­те­ны ме­сто Гро­ба Гос­под­ня и Вос­кре­се­ния, а так­же Лоб­ное ме­сто – ме­сто рас­пя­тия Хри­ста. Чудес­ное бла­го­у­ха­ние ука­за­ло рыв­шим землю и при­сут­ство­вав­шим эти ме­ста. Вбли­зи Лоб­но­го места на­шли три кре­ста, гвоз­ди и ту до­щеч­ку с над­пи­сью на трех язы­ках, ко­то­рая бы­ла при­би­та над го­ло­вой рас­пя­то­го Спа­си­те­ля. Но дощечка ле­жа­ла от­дель­но от кре­стов, и по­это­му не бы­ло воз­мож­но­сти узнать, на котором из трех кре­стов был рас­пят Спа­си­тель.
Чтобы узнать, какой из крестов был тем Крестом, на котором был распят Спаситель, пат­ри­арх Мака­рий пред­ло­жил про­из­ве­сти ис­пыта­ние: бы­ла прине­се­на на ме­сто об­ре­те­ния кре­стов од­на нахо­див­ша­я­ся при смер­ти женщи­на; при­сут­ство­вав­шие, с Ма­ка­ри­ем во гла­ве, воз­нес­ли мо­лит­вы, что­бы Крест Хри­стов был ука­зан че­рез ис­це­ле­ние этой жен­щи­ны, – и по­сле это­го сна­ча­ла два креста без успе­ха бы­ли при­ло­же­ны к бо­ля­щей, а при прикосновении тре­тье­го со­вер­ши­лось исцеле­ние боль­ной. А чтобы все присутствовавшие смог­ли по­кло­нить­ся чест­но­му дре­ву Кре­ста Гос­подня и уви­деть его, пат­ри­арх Ма­ка­рий, став на вы­со­ком ме­сте, под­ни­мал – воздвизал святой Крест, по­ка­зы­вая его на­ро­ду. На­род по­кло­нял­ся Кре­сту, вос­кли­цая: «Гос­по­ди, по­ми­луй!» От­сю­да и по­лу­чил свое на­ча­ло и на­зва­ние празд­ник Воз­дви­же­ния Чест­но­го и Жи­во­тво­ря­ще­го Кре­ста Господ­ня.
Об­ре­те­ние Чест­но­го Кре­ста Гос­под­ня и чу­де­са, со­про­вож­дав­шие его, произве­ли ве­ли­кое впечатле­ние не только на хри­сти­ан, но и на иу­де­ев. Старец Иу­да, не­о­хот­но ука­зав­ший на место на­хож­де­ния свя­тни, вме­сте с мно­ги­ми ев­ре­я­ми уве­ро­вал во Хри­ста и кре­стил­ся, по­лу­чив в свя­том крещении имя Ки­ри­а­ка. Впо­след­ствии он был пат­ри­ар­хом Иеру­са­лим­ским и пре­тер­пел мученическую кон­чи­ну при им­пе­ра­то­ре Юли­а­не От­ступ­ни­ке. Сам Кон­стан­тин впо­след­ствии в посла­нии к Иеру­са­лим­ско­му пат­ри­ар­ху Ма­ка­рию пи­сал об об­ре­те­нии Чест­но­го Кре­ста Гос­под­ня: «нет слов для до­стой­но­го опи­са­ния это­го чу­да. Зна­ме­ние свя­тей­ших стра­стей, скры­вав­ше­е­ся так дол­го под зем­лей и оста­вав­ше­е­ся в не­из­вест­но­сти в те­че­ние це­лых ве­ков, на­ко­нец вос­си­я­ло».
Обретенное царицей Еленой дре­во Кре­ста Гос­под­ня пред­став­ля­ло для христи­ан ве­ли­кую святыню. Часть об­ре­тен­но­го дре­ва Кре­ста и гвоз­ди от не­го ца­ри­ца Еле­на по­сла­ла сво­е­му сы­ну Кон­стан­ти­ну, а осталь­ное бы­ло заключено в се­реб­ря­ный ков­чег и вру­че­но пред­сто­я­те­лю Иерусалим­ской Церк­ви с при­ка­за­ни­ем хра­нить для гря­ду­щих по­ко­ле­ний.
Святитель Ки­рилл Иеру­са­лим­ский (IV в.) сви­де­тельствовал, что уже в его вре­мя ма­ленькие ча­сти Жи­во­тво­ря­ще­го Кре­ста бы­ли рас­про­стра­не­ны по всей зем­ле, а чест­ное дре­во Кре­ста Гос­под­ня в его вре­мя хра­ни­лось и показывалось на­ро­ду в Иеру­са­ли­ме. Святитель Ио­анн Зла­то­уст также свидетельствовал, что «мно­гие, как му­жи, так и же­ны, по­лу­чив ма­лую частицу это­го дре­ва и обложив ее зо­ло­том, ве­шали се­бе на шею».
В VII веке с воспоминанием обретения Креста Господня было соединено другое воспоминание – о возвращении Древа Животворящего Креста Господня из персидского плена. В 614 году персидский царь завоевал Иерусалим и разграбил его. Среди прочих сокровищ он забрал в Персию Древо Животворящего Креста Господня. Святыня пребывала у иноземцев четырнадцать лет. Лишь в 628 году император Ираклий одержал победу над персами, заключил с ними мир и вернул Крест в Иерусалим.
Оба эти события – обретение и возвращение Животворящего Креста Господня – объединяло то, что Крест перед народом воздвигали, то есть поднимали. При этом обращали его ко всем сторонам света по очереди, чтобы люди могли поклониться ему и разделить друг с другом радость обретения святыни. Как складывалась дальнейшая судьба Креста, историки точно не знают. Одни говорят, что Животворящий Крест находился в Иерусалиме до 1245 года. Другие – что его разделили на части и разнесли по всему миру. Сейчас часть Креста Господня покоится в ковчеге в алтаре греческого храма Воскресения Христова в Иерусалиме.
Крест, на котором был распят Спаситель, для верующих – великая святыня, символ спасения всего рода человеческого от власти греха и смерти.

«При­и­ди­те, вер­нии, Жи­во­тво­ря­ще­му Дре­ву по­кло­ним­ся, на нем­же Хри­стос, Царь сла­вы, во­лею руце рас­про­стер, воз­не­се нас на пер­вое бла­жен­ство!» (стихира праздника)