Навечерие праздника Рождества Христова и его богослужебные особенности

Канун праздника Рождества Христова называют На́вечерием праздника или Рождественским сочельником. Этот день является кульминацией Рождественского поста. Сочельник происходит от слова «сочиво» - это постное блюдо, приготовленное из крупы, орехов, сухофруктов и меда.

Если навечерие выпадает на седмичный день, кроме субботы и воскресенья, то в этот день, утром, совершаются: великие (или царские) часы и вечерня с литургией святителя Василия Великого.

Великие, или «Царские», часы
Великие часы не присоединяются к другим службам, как обычно, а составляют специальную отдельную службу. В большинстве случаев часы вычитываются и отчасти выпеваются рано поутру в день сочельника перед совершением Литургии Василия.
Основное содержание великих часов – тропари и чтения – было известно уже в IV веке. В IV веке были составлены чин последования и нынешние тропари, автором которых считают святого Софрония, патриарха Иерусалимского. В IX-X вв. это последование включалось в 3 час, а впоследствии было распределено между всеми часами.
Название «царских» великие часы получили только на Руси – в древних Типиконах они такого наименования не имеют. Это название «царские» часы получили потому, что по существовавшей традиции во время их совершения обязательно присутствовали: в древней Византии – императоры, а на Руси – цари. Более правильным и согласным с древними Типиконами является именование часов великими.
На каждом часе говорится о том, как все происходило до этого великого события, как будто наяву звучат слова пророков, предвозвещающих Рождество Спасителя.
НА 1-м ЧАСЕ вещаются пророчества о Божестве и вечном царстве Спасителя; в паремии 1-го часа содержится пророчество Михея о Вифлееме, как о месте рождения вечного Царя правды и мира; в Апостоле говорится о несравненном величии и превосходстве Сына Божия пред Ангелами; Евангелие повествует о зачатии и рождении Иисуса Христа от Духа Свята и Марии Девы. НА 3-м ЧАСЕ : содержится пророчественная песнь Давида о грядущем спасении всех народов и служении Богу истинному и о будущей славе Сиона; в паремии словами пророка Иеремии вещается, что Спаситель есть «Бог наш»; Апостол вещает об усыновлении нашем Богу «верою о Христе Иисусе»; Евангелие благовествует о путешествии Иосифа и Марии, по случаю народной переписи, из Назарета в Вифлеем и о преестественном здесь рождении Спасителя. НА 6-м ЧАСЕ : содержатся пророчества о принесении даров и поклонении народов Спасителю, как Богу; в паремии возвещается пророчество Исаии о Пречистой Деве, Матери Еммануила; в Апостоле содержится прославление божественной вечной славы Спасителя, как Сына Божия; Евангелие благовествует о поклонении волхвов новорожденному Царю Иудейскому. НА 9-м ЧАСЕ : возвещается пророчество Давида о Божестве, вечном священстве и царстве Иисуса Христа; в паремии читается пророчество Исаии также о Божестве, вечном царстве и пророческом и священническом служении Спасителя; в Апостоле читается об истинном вочеловечении Спасителя, а в Евангелии – об удалении в Египет и о возвращении в Назарет Иосифа и Девы Марии с Иисусом Христом.

Великая вечерня
Накануне (в навечерие) праздника Рождества Христова рождественская вечерня совершается отдельно от утрени праздника для того, чтобы обеспечить ей самой торжественное совершение. Для этой цели она обычно соединяется с самой длинной, торжественной и трогательной литургией святителя Василия Великого.
На Великой вечерне прочитываются восемь особых Рождественских паремий, подбор которых сделан применительно к великому празднику. Так, первая паремия повествует о сотворении мира (Быт. 1,12-14). Помимо того, что чтение этой паремии производит впечатление чтения целой Библии в сокращении, содержание ее указывает и на то, что воплощение Сына Божия было новотворением.

Проследим содержание других паремий
Закономерно для второй паремии избрано пророчество Валаама о звезде от Иакова (Числ. 24, 2-18), для третьей – пророчество Михея (4,6-8; 5, 2-8) о рождении Мессии в Вифлееме, для четвертой – пророчество Исаии (11,1-10) о жезле от кореня Иесеева, на котором почил Дух Божий; для пятой – пророчество Варуха (названное вследствие неканоничности его книги именем учителя Варухова Иеремии в предположении, что Варух передал пророчество Иеремии) о явлении Бога на земле между людьми (3,36-38; 4, 1-4); шестая паремия – пророчество Даниила о нерукосечном камне (2,31-45). Добавочные две паремии пополняют приведенное пророчество Исаии двумя другими его наиболее важными и прямыми предсказаниями о Мессии: о рождении царственного Отрока (9, 6-7) и Еммануила от Девы (7,11-15; 8,1-4; 8-10).

Чин славления Христа
После отпуста вечерни или Литургии, на середину храма выносится свеча. Священнослужители выходят на середину храма и пред возжженной свечой славят родившегося Богомладенца — поют тропарь и кондак празднику Рождества Христова.
Тропарь пра́здника, глас 4:
Рождество́ твое́, Христе́ Бо́же наш,/ возсия́ ми́рови свет ра́зума,/ в нем бо звезда́м служа́щии/ звездо́ю уча́хуся / тебе́ кла́нятися, Со́лнцу Пра́вды,/ и тебе́ ве́дети с высоты́ Восто́ка. // Го́споди, сла́ва тебе́!
Кондак пра́здника, глас 3:
Де́ва днесь Пресу́щественнаго ражда́ет,/ и земля́ верте́п Непристу́пному прино́сит, / А́нгели с па́стырьми славосло́вят,/ волсви́ же со звездо́ю путеше́ствуют,/ нас бо ра́ди роди́ся // Отроча́ Мла́до, Преве́чный Бог.
Зажженная свеча здесь знаменует звезду, явившуюся в Вифлееме. На этом заканчивается богослужение навечерия праздника.

Использованы материалы учебника Г. И. Шиманского "Литургика"