Царские часы в Навечерие Богоявления

Вместо обычных Часов в Навечерие Богоявления совершаются Великие Часы, называемые «царскими», поскольку за ними молились цари. На них читаются подобранные к теме праздника псалмы, а также соответствующие отрывки из Ветхого и Нового Заветов, поются особые тропари Богоявлению.

Часы 1-й, 3-й, 6-й и 9-й и следующие за ними Изобразительны, соединенные в одно богослужение. На 1-м часе, в особых 31-м и 26-м псалмах Церковь изображает принявшего Крещение Господа Пастырем, Который по предречению царя и пророка Давида «пасет мя и ничтоже мя лишит», Который есть «просвещение мое и Спаситель мой».
Тропари повествуют о том, как пророк Елисей разделил Иордан милотию (грубым шерстяным плащём из овечьей шерсти) пророка Илии. Это прообразовало истинное Крещение на Иордане Христа, которым освятилось водное естество и во время которого Иордан остановил свое естественное течение.
Тропарь предпразднства, глас 4-й:
Возвраща́шеся иногда́ Иорда́н река́ ми́лотию Елиссе́евою, возне́сшуся Илии́, и разделя́хуся во́ды сю́ду и сю́ду, и бысть ему́ сух путь, и́же мо́крый, во о́браз вои́стинну Креще́ния, и́мже мы теку́щее жития́ прехо́дим ше́ствие: Христо́с яви́ся во Иорда́не освяти́ти во́ды.
В последнем тропаре изображается чувство благоговейного страха, которое овладело Иоанном Крестителем, когда к нему пришел креститься Господь Иисус Христос:
«Ко гласу вопиющаго в пустыни, уготовайте путь Господень, пришел еси Господи, зрак рабий приим, крещения прося, не ведый греха. Видеша Тя воды, и убояшася. Трепетен бысть Предтеча, и возопи глаголя: како просветит светильник Света? Како руку положит раб на Владыку? Освяти мене и воды, Спасе, вземляй мира грех.»
В паремии 1-го часа словами пророка Исайи Церковь возвещает о духовном обновлении верующих в Иисуса Христа (Ис., гл. 25). Чтением Апостола и Евангелия Церковь возвещает о Крестителе и Предтече Господа, свидетельствовавшем о Его вечном и Божественном величии (Деян. 13:25—32; Мф.3:1—11).
На 3-м часе, в псалмах 28-м и 41-м, пророк изображает власть и могущество крестившегося Господа над водой и всеми прочими стихиями мира: «Глас Господень на водах: Бог славы возгреме, Господь на водах многих. Глас Господень в крепости; глас Господень в великолепии».
В паремии содержатся слова пророка Исайи, который предвидел духовное возрождение через Крещение и призывал к нему: «Измыйтеся и чисти будете» (Ис. 1:16—20), в Апостоле говорится о различии между Крещением Иоанновым и Крещением во Имя Господа Иисуса Христа (Деян. 19:1—8), в Евангелии — о Предтече, уготовлявшем путь Господу (Мк. 1:1—3).
На 6-м часе, в псалмах 73-м и 76-м Давид пророчески изображает Божественное величие и всемогущество Пришедшего креститься в образе раба: «Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса. Видеша Тя воды, Боже, и убояшася: смятошася бездны».
В тропарях содержится ответ Господа Крестителю на Иордане и указывается на осуществление псаломского пророчества, когда река останавливает свои воды при схождении в нее Господа для принятия Крещения.
«Тако глаголет Господь ко Иоанну: пророче, гряди крестити Мене, тебе создавшаго, и просвещающаго благодатию, и очищающаго всех: прикоснися Божественному Моему верху, и не усумнися. Прочее остави ныне, ибо исполнити приидох правду всякую. Ты же не усумнися отнюд, ибо таящагося в водах борителя, князя тьмы тщуся погубити, избавляя мир от его сетей ныне, подая яко Человеколюбец живот вечный.»
В паремии пророк Исайя возвещает спасение в водах Крещения и призывает верующих: «Почерпите воду с веселием от источник спасения» (Ис.12); Апостольское чтение заповедует крестившимся во Христа Иисуса ходить в обновлении жизни (Рим. 6:3—12); Евангельское чтение благовествует о Богоявлении Святой Троицы при Крещении Спасителя, о сорокадневном Его подвиге в пустыне и о начале проповеди Евангелия (Мк. 1:9—15).
На 9-м часе, в псалмах 92-м и 113-м, пророк возвещает о царском величии и всемогуществе крестившегося Господа. «Дивны высоты морския, дивен в высоких Господь! Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять. Что ти есть, море (что с тобой, море), яко побегло еси? И тебе (и с тобой), Иордане, яко возвратился еси вспять?»
Тропари изображают явившегося миру Христа как Спасителя мира, избавляющего его от грехов и тления, освящающего человечество водой Божественного Крещения и дающего усыновление Богу вместо прежнего рабства греху. В последнем тропаре, завершая предпразднственное пение, Церковь обращается к Предтече и Крестителю Господню и просит его вознести молитвы ко Крестившемуся от него.
В паремии пророк Исайя изображает неизреченное милосердие Божие к людям и благодатную для них помощь, явившуюся в Крещении (Ис. 49:8—15). Апостол возвещает о явлении благодати Божией, спасительной для всех людей, и обильном излиянии на верующих Святого Духа (Тит. 2:11—14, 3:4—7). Евангелие повествует о Крещении Спасителя и о Богоявлении (Мф. 3:13—17).
По заключительной молитве 9-го часа читаются изобразительны. Сразу после отпуста изобразительных совершается вечерня с Литургией святителя Василия Великого.